Биография и творчество
Родился в Токио. В 1939 году переехал в Манчжурию, куда в Университет Кэнкоку был командирован его отец, работавший преподавателем. На родину вернулся после окончания войны в 1946 году. С конца 1940-х, испытывая сильное влияния Кэндзи Миядзавы, начал писать стихи. После окончания средней школы в префектуре Тиба поступил на филологический факультет Токийского университета (отделение французской литературы). Как поэт дебютировал в 1957 году со сборником «Пути». С 1964 по 1966 годы проходил обучение в Парижском университете. После возвращения в Японию начал преподавать в Университете Мэйдзи Гакуин. Широкую известность получил с выходом сборника «Невидимые» в 1977 году (премия Фудзимуры). За сборник «В дантовом аду» (1985) был удостоен премии Таками Дзюна. В том же году принял активное участие в создании аниме «Ночь на галактической железной дороге» по мотивам одноимённого произведения Миядзавы. В 1987 году за труд о Кэндзи Миядзаве был награждён премией его имени, присуждаемой Ежедневной газетой Иватэ. В 1992 получил признание как переводчик за трёхтомную антологию средневековой французской литературы. В 1996 году в качестве литературного редактора принял участие в создание аниме «Весна Кэндзи», фантазии на тему биографии Миядзавы. В 2001 году за вклад в изучение творчества Миядзавы был удостоен премии Кэндзи Миядзавы. В том же годы за поэтический сборник «Стихи на грани миров» Амадзава получил премию Ёмиури. В 2002 году был удостоен медали Пурпурной ленты.
Амадзаве принадлежит развитие концепции творческого действия (?????), отчасти вдохновлённой работами Арто. Творческое действие, по Амадзаве, спонтанно («ритмический хэппениг») и изначально лишено этических установок. Роль поэта, которому Амадзава отказывает в творческом замысле, ограничивается приданием формы этому космическому ритму. Более того, поэт освобождается от ответственности за связи, возникающие или не возникающие между произведением и читателем.
Издания на русском языке
- Тайдзиро Амадзава // Голоса вещей. Послевоенная японская поэзия гэндайси / Пер. А. Долина. — М.: Радуга, 1989. — С. 66—75.. В сборник вошли стихотворения «Моя весна», «Деревья в конце лета», «Песня травы», «Об улице», «Марш», «Облака и кручи», «Стая», «Переворот», «Патруль по улучшению жизни», «Кровавое воскресенье», «Condition».
Сочинения
Избранные сборники стихов
- «Пути» (??, 1957)
- «Утренняя река» (???, 1961)
- «С полночи до утра» (???????, 1963)
- «Ошибочное время» (????, 1966)
- «Кровь и овощи» (????, 1970)
- «Ночные странствия» (????, 1974)
- «Невидимые» (Les Invisibles ?????????, 1976)
- «Оплот мёртвых» (????, 1978)
- «Юная принцесса» (???, 1980)
- «Невернувшиеся» (???????, 1981)
- «Неуснувшие» (???????, 1982)
- «В дантовом Аду» (?????, 1984)
- «Номадизм» (??????, 1988)
- «Заметки на полях о путешествиях» (????, 1991)
- «Виды растений» (????, 197)
- «Ночная битва» (????, 1995)
- «Изгнание бесов» (????????, 1999)
- «Стихи на грани миров» (?????, 2001)
Литературная критика
- «Осмысление Кэндзи Миядзавы» (????????, 1968)
- «Зеркало бумаги: от слова к произведению, от произведения к слову» (??? - ??????????????, 1968)
- «Набросок теории творческого действия» (?????????, 1970)
- «Анатомия кошмара: развитие теории творческого действия» (????? - ????????, 1972)
- «Приглашение к французской поэзии: перевод и восприятие» (????????? - ?????, 1980)
- «Расшифровка грёз» (?????, 1981)
- «Образ Кэндзи Миядзавы» (???????, 1986)
- «О Миюки Нагасиме» (???????????, 1986)
- «Где обитает поэзия?» (???????????, 1990)
- «Комментарии к произведениям Кэндзи Миядзавы» (???????, 1997)
Эссе
- «От снега к цветку, от обыкновения к произведению» (?????? ???????, 1980)