Поделиться:

О знаменитости

Александра Григорьевна Кольцова-Бычкова: биография


В Строгановском училище произошло знакомство К. — Б. с Сергеем Васильевичем Кольцовым (1892—1951), будущим известным скульптором и будущим её мужем. Всю дальнейшую жизнь они провели вместе, расставались лишь два раза на короткое время. В 1926 году был зарегистрирован их брак, который продолжался до смерти Кольцова С. В. в 1951 году. Вспоминает племянница Александры Григорьевны — Е. М. Кругова: «Есть чувство, которое стоит столько же, сколько любовь, это — верность. Мне очень нравятся эти слова и я хотела бы отнести их к Александре Григорьевне К. — Б., моей родной тёте. Вся её большая жизнь — это любовь и верность своему искусству и своему мужу — скульптору С. В. Кольцову. Это были красивые люди, приветливые, доброжелательные, интеллигентные, духовно богатые. Общаться с ними было легко и приятно. Они были большими тружениками, но никогда не превозносили свои достижения.» Сходные воспоминания сохранились и у Андрея Павловича Кольцова, оставшегося сиротой с двух лет: «Начиная с 1927 года мой дед, Кольцов Василий Петрович, каждое воскресенье и в другие дни водил меня к своему сыну Сергею и невестке А. Г. Кольцовой — Бычковой. Это была красивая и очень дружная пара, которая всегда радушно принимала нас с дедом и угощала вкусной едой. Помогала также деньгами. Заботились они обо мне и позже. Так, в конце 1941 года, тётя Шура (К. — Б.) устроила меня на работу в живописно-выставочный комбинат, что дало мне возможность получать рабочую карточку. А в 1943 году, когда я 9 месяцев лежал в госпитале после тяжёлого ранения, они неоднократно присылали мне посылки с нарочным.»

Как уже было сказано, большую часть своей творческой жизни художница прожила в бывшем доходном доме З. А. Перцовой. Этот причудливый дом, построенный из красного кирпича, заслуживает некоторого описания. Он имеет форму треугольника, одна сторона которого образована Курсовым переулком, а другая — Саймоновским проездом. Парадный вход — со стороны Саймоновского. Большой вестибюль, широкие мраморные лестницы со следами бывших ранее ковров. В вестибюле стояла массивная деревянная вешалка, но в те времена, когда я начала там бывать (1930-ые годы) никто на ней не раздевался… Затем она и вовсе исчезла. В вестибюле же телефон-автомат и лифт (и то и другое редко работало), консьержка, а попросту сторожиха на промятом диване, строго смотрела и спрашивала, к кому идёшь. На стороне, обращённой к Кремлю, два этажа дома были отведены под студии, высота потолков в которых достигала не менее 5 метров. В этих студиях с конца 1920-х годов, кроме семьи Кольцовых, жили А. В. Куприн, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и другие. Студии объединял широкий коридор. Помещения студий представляли собой огромные коробки, не приспособленные для жилья, но другого жилья у художников не было. Поэтому постепенно студии перегораживались и перестраивались так, что в них появились спаленки, кухоньки, столовые, прихожие. У Кольцовых большую часть студии занимала мастерская Сергея Васильевича с его работами, материалами, приспособлениями. Меньшую часть составляло жилое помещение, на стенах которого были развешаны картины обоих художников, из которых запомнились «Рыбы» Кольцова и «Пасхальный натюрморт» К. — Б. Стояли также скульптуры «Утро», «Голова ребёнка» (Кольцов). Меблировка спартанская: кушетка, трюмо, стол, ширма, мольберт. Незадолго до войны у Кольцовых была по-строена антресоль со скрипучей лестницей, отделявшей маленькую прихожую. В студиях были огромные окна, занимавшие всю наружную стену, а батареи маленькие и всегда чуть тёплые. Поэтому температура помещения 13 — 14 считалась хорошей, а выше и не поднималась… Если посмотреть на этот дом с улицы, со стороны Саймоновского проезда, прямо над парадной дверью виден большой причудливый балкон — это балкон бывшей студии Кольцовых. С этого балкона в 1932 году семья Кольцовых наблюдала за разрушением храма Христа Спасителя.

Вот, что запомнил об этом А. П. Кольцов: «Первое яркое воспоминание о тёте Шуре (К. — Б.) от-ложилось в моей памяти в день взрыва храма Христа Спасителя. Мне было тогда 7 лет и мы с дедом находились в это время у С. В. и А. Г. Кольцовых. Помню, когда начались взрывы, мы вышли на балкон. Вся картина была как на ладони. Видели, как рушатся стены храма. Это было страшное зрелище. Дед, очень набожный человек, стоял стиснув зубы и сжав кулаки. С. В. повторял: „Варвары, варвары“, а из глаз А. Г. текли слёзы, она их не вытирала и они капали на балкон…»

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Микеланджело Буонарроти Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора