Поделиться:

О знаменитости

Корипп: биография


Очень важно то обстоятельство, что для своего эпоса Корипп взял не эпохальные события — отвоевание Африки у вандалов — а гораздо менее важное нападение мавров десятилетие спустя. И дело здесь не только в придворных пристрастиях (не Велизарий или Герман, а Иоанн), сколько классическая эпическая традиция внимания к сравнительно небольшому эпизоду и его гиперболизация до универсального уровня.

Сам Иоанн по прозвищу Троглита, родом из Македонии, брат Паппа (Procop. Bello Vand. II. 14, 18), заслуженный полководец, все же не является полнокровным эпическим героем. Собственно, его действия в Африке являются лишь частью более широкой картины, нарисованной Кориппом. Исследователи XIX в. обращались к сравнению данных Кориппа и Прокопия Кесарийского в контексте проблемы их достоверности. В оценках событий между обоими авторами есть небольшие расхождения, и они чаще всего — в пользу Кориппа. В целом, однако, историческая ценность труда Кориппа оказалась глубоко в тени «Вандальских войн» Прокопия. Таким образом, на основании эпоса Иоанниада возможно дать подробное историческое, антикварное, географическое, этнографическое описание ранневизантийской Африки. Корипп хорошо знал классическую поэтическую традицию. Он в целом удачно использовал классические обороты, зная, кто их уже применял. Инкорпорация деталей старого художественного целого в состав нового типично для постклассического мира. Хотя героический эпос предполагает использование всего аппарата олимпийского пантеона, Корипп демонстрирует полный отказ от общепринятого мифологического словаря. Для его эпоса характерен ровный и скромный тон. Это можно объяснить тем, что Корипп был уже христианином. Его упоминания Иакха, Марса, Музы, Фетиды, Вулкана, Гигантов носят лишь метафорический характер, как это было свойственно и другим современным Кориппу авторам. Более персонифицированы упоминания о Беллоне, Эринниях (Joh. III, 36 f.), храме Аммона (III, 82). Корипп не раз говорит о том, что древние мифологемы отжили свое, о них пели лишь древние поэты (I, 452; VI, 658).

Христианство Кориппа, типичное для придворного византийца своего времени, выражено, прежде всего, тем, что в Похвале Юстину мы находим весь Никейский символ веры в стихах.

Язык и стиль Кориппа, его метрические и языковые формы — в целом превосходны для своего времени. Причина этого заключается в его глубоких познаниях в классической поэзии. Корипп — человек книжного знания и книжной культуры. Но эта ученость все же не защитила Кориппа от характерных для его эпохи ошибок: поэт часто ошибается в употреблении не только греческих собственных имен, но иногда даже и латинских.

Характерны ошибки в повелительном наклонении, в падежных окончаниях, в ряде случаев он использовал архаизмы; характерно нестабильное употребление h в начале слов.

Наконец, у Кориппа четко прослеживается восточно-римская имперская идеология. В ходе реставрации империи Юстинианом победный дух преобладал, и сложно было в полной мере представить себе историческую перспективу. Корипп, видимо, ещё застал новый мятеж мавров в Африке в 569—571 гг., как и потерю Италии в результате нашествия лангобардов 568 г. Но политика Юстина II с позиции силы на внешней арене продолжалась, несмотря на начавшийся быстрый откат по всем направлениям.

Вступление к Иоанниаде насчитывает 40 строк, книга I — 581; книга II — 488; книга III — 460; книга IV—V (IV) — 1171; книга VI (V) — 773; книга VII (VI) — 542; книга VIII (VII) — 572. В ХХ-XXI вв. Корипп пользовался лишь небольшим вниманием специалистов. История изданий его текста пополнилась незначительно. На русский язык поэт никогда не переводился.

Со временем ничто не оказалось так прочно забыто, как литература Ранней Византии на латинском языке. Она оказалась абсолютно маргинальной по отношению и к ранневизантийской литературе (греческой или греко-коптско-сирийской), и к раннесредневековой латинской, сосредоточенной в Западном Средиземноморье. Нельзя её назвать и позднеримской, так как речь идет уже о VI веке. Достойное место для Кориппа находится лишь в случае включения его в общий контекст позднеантичной (постклассической) культуры, не разделяя её на латинскую и ранневизантийскую.

  • «В творчестве Кориппа старый достопочтенный жанр эпоса переживает свой поздний расцвет»: Альбрехт М. фон. История римской литературы. М., 2005. С. 1437.

Издания и литература

  • В серии «Collection Bud?»: Corippe. ?loge de l’Empereur Justin II. Texte ?tabli et traduit par S. Ant?s. CXIX, 251 p.
  • Corippi Africani Grammatici libri qui supersunt / Rec. I. Partsch. B., 1879. ХХ, 150 p.
  • The Iohannis, or, De bellis Libycis by Flavius Cresconius Corippus / Ed. by George W. Shea. Lewiston, NY, 1998. IX, 216 p.
  • Flavius Cresconius Corippus. El Panegirico de Justino II. Sevilla, 1985. 215 p.

Литература:

  • Болгов Н. Н. Кресконий Корипп и постантичный эпос между латинским и византийским мирами // Из истории античного общества. Вып. 11. Нижний Новгород, 2008. С. 221—234.
  • Cameron, Averil. Corippus' Poem on Justin II. A Terminus of Antique Art? // Annali Scuola Norm. Sup. Pisa, Ser. III. 5 (1975). P. 129—165.
  • Andres, Jean Urban. Concordantia in Flavii Corippi Ioannida. 1993. 615 p.
  • Martindale, John. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. IIIa. Cambridge, 1992. P. 354f.
  • Stache, Ulrich-Justus. Flavius Cresconius Corippus // In Laudem Justini Augusti minoris. Ein Kommentar / PhD-Thesis. Berlin, 1976.
  • Baldwin, Barry. The Career of Corippus // The Classical Quarterly. New Series. Vol. 28, No. 2. 1978. P. 372—376.
  • Dewar, Michael. Corippus on the Wakefulness of Poets and Emperors // Mnemosyne. Fourth series. Vol. XLVI, fasc. 2. 1993. P. 211—223.
  • Burck E. Das romische Epos. Darmstadt, 1979. S. 379—399, 418—419.
  • Zarini, Vincent. Berberes Ou Barbares: Recherches Sur Le Livre Second De La Johannide De Corippe. 1997. 262 p.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора