Учение
Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения:
- Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою —
- То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:
- Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.
Т.к. люди измыслили богов по своему подобию, каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами:
- Если бы руки имели быки, или львы, или кони
- Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
- Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
- Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
- С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен.
- ...
- Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
- Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы...
— :(Перев. Ф. Ф. Зелинского )
Сохранились фрагменты главного произведения Ксенофана — «Силл» (Сатир) в 5 книгах, направленного «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов.
Утверждения
- Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.
- В чувственно-физическом мире начало — земля, корни которой простираются в бесконечность.
- Бог внутренне присущ миру, который обожествляется.
- Истинный Бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Правит миром силой мысли без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.
- Морское дно частично поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.
- Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.
- Подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого — [только] субъективное мнение.