Биография
Принадлежал к старинному гасконскому роду, среди его предков — Д’Артаньян. Был знаком с Барбе д’Оревильи и Эдмоном Гонкуром, Уильямом Моррисом и Генри Джеймсом, сражался на дуэли с Анри де Ренье (был легко ранен в руку). Его друзьями были Сара Бернар, Ида Рубинштейн, Гюстав Моро, Уистлер, Джон Сарджент, Джованни Болдини, Антонио де ла Гандара, Октав Мирбо, Марсель Пруст, Габриеле д’Аннунцио и др. Поддерживал Верлена и Малларме в поэзии, Дебюсси и Форе в музыке, Поля Эллё в живописи. Принадлежал к гомосексуалистам, хотя никогда не афишировал своих пристрастий и, при всей демонстративности поведения, чурался любой скандальности.
Творчество
Автор нескольких стихотворных сборников, трех романов, мемуарных книг, остался в истории образцом эстетизма как стиля жизни.
Образ в словесности
Вызывал как резкое неприятие, так и страстное поклонение. Объект многочисленных литературных поношений (в частности — в стихах Пьера Луи). Стал прототипом:
- Дезэссента в романе Гюисманса «Наоборот» (1884),
- графа де Мюзаре в «Господине де Фокасе» Жана Лоррена (1901),
- барона де Шарлюса в романе Пруста «В поисках утраченного времени» (1908—1909, 1922).
Публикации на русском языке
- [Стихи]// Поэзия французского символизма. М.: Изд-во МГУ, 1993, c. 133-134