Первый по времени председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (с апреля 1946).
Происхождение
- Отец — потомственный священник белорусского происхождения, протоиерей, настоятель ковенского Александро-Невского собора, энергичный и просвещённый человек, владелец большой библиотеки. Впоследствии законоучитель гимназии в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове; в 1920-е служил священником в Киевском подворье; скончался 22 сентября 1930 года.
- Мать — Екатерина Николаевна, происходила из духовной семьи.
Образование и учёные степени
Окончил петербургскую гимназию (с золотой медалью). Учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
После первого курса перешёл в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1914 со степенью кандидата богословия. Слушал лекции на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Магистр богословия (1917; тема диссертации: «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексей Михайловича 1649 г.», удостоена Макарьевской премии). Подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», рукопись которой погибла во время блокады Ленинграда. Доктор богословия (1949; за книгу «Слова и речи». Т. 1). Почётный член Ленинградской духовной академии (1952).
Доктор богословия honoris causa:
- протестантского Богословского института в Клуже (1955).
- Софийской духовной академии (1952).
- Богословской академии Венгерской реформатской церкви (1953).
- богословского евангелического факультета имени Яна Гуса в Праге (1950).
- Православного богословского института в Бухаресте (1954).
Монах и преподаватель
23 октября 1914 года был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым), высокообразованным иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита. 24 октября 1914 — иеродиакон; 25 октября — иеромонах.
Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт Первой мировой войны, сначала для служения духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914 — священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1915 в связи с тяжёлой болезнью (ревматизм с осложнением на сердце) покинул фронт.
С 1915 — преподаватель литургики, гомилетики, практического руководства для пастырей, церковной археологии, немецкого языка в Петроградской духовной семинарии.
С декабря 1916, одновременно, священник церкви святителя Николая при Николаевской детской больнице.
С декабря 1918 — и. о. настоятеля Петропавловского собора г. Петергофа.
С 1919 — архимандрит, наместник Александро-Невской лавры. Под его руководством в лавре издавались «Листки», проводились внебогослужебныые беседы, религиозно-философские, богословские и церковно-общественные чтения. Действовало Богословско-пастырское училище, в котором архимандрит Николай читал лекции по литургике, гомилетике (церковному проповедничеству).
Архиерей
25 марта (7 апреля) 1922 был хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Хиртонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Петроградский Вениамин (Казанский); участвовал также епископ Ямбургский Алексий (Симанский) (впоследствии Патриарх).
Негативно относился к обновленческому движению, официально признанному в 1922 году властями как Православная Российская Церковь. Вместе с другим викарием — епископом Алексием (Симанским) — стоял во главе «Петроградской автокефалии», которая занимала позицию неприсоединения: не подчинялась ни обновленческому Высшему Церковному Управлению митрополита Антонина, ни находившемуся тогда под домашним арестом «контрреволюционному» Патриарху Тихону. После ареста епископа Алексия (Симанского), с октября 1922 года по февраль 1923 года возглавлял «Петроградскую автокефалию».