Петар Крешимир взошёл на трон после своего отца, Крешимира III. В основном он продолжал его линию на экономические реформы и воссоединение всех хорватских земель в одном государстве, однако действовал намного решительней и успешней.
Территориальное расширение
Крупнейшим успехом короля Петара Крешимира стал договор с Византией 1069 года, согласно которому побережье Адриатики с важными портовыми городами, за которые с переменным успехом хорватское королевство боролось более ста лет, перешло под власть Хорватии. Установление полноценного хорватского контроля над Задаром, Трогиром, Сплитом и другими городами не только устранило формальную принадлежность этих земель Византии, но и ограничило влияние на них Венеции. Петар Крешимир весь период своего правления имел резиденцию в приморских Биограде, Нине и основанном им Шибенике, подчёркивая важность Далмации для хорватского государства. В том же 1069 году он даровал небольшой остров Маун около Нина задарскому бенедиктинскому монастырю. В грамоте, дошедшей до нас, говорится, что остров передаётся в благодарность за «распространение королевства на суше и на море по милости Бога всемогущего». В грамоте подчёркивается, что остров Маун — «наш собственный остров, лежащий в нашем собственном Адриатическом море».
Другой нерешённой с 1027 года территориальной проблемой оставалась Славония, которая управлялась как де-факто независимое государство представителями старшей ветви Трпимировичей, Светославичами (хорватский трон с 1000 года принадлежал младшей ветви — Крешимировичам). Король успешно решил и эту проблему, сделав бана Славонии Дмитара Звонимира своим главным советником и даровав ему титул бана Хорватии. Кроме Славонии Петар Крешимир успешно и мирно реинтегрировал в состав королевства часть Паннонии. Обширные территориальные приобретения привели к тому, что территория хорватского королевства достигла максимальных размеров в истории, превзойдя размерами даже державу Томислава I.
Церковный вопрос
В правление Петара Крешимира с новой силой разгорелся церковный вопрос, связанный с обрядом и языком богослужения. Несмотря на то, что сплитские соборы ещё в 30-х годах X века постановили о необходимости служить мессу на латыни, в большей части страны эти решения игнорировались, мессу продолжали служить на хорватском, а богослужебные книги писать глаголицей. Отчасти это было вызвано патриотическими соображениями, а отчасти просто незнанием латыни хорватским клиром. Хорватские священники, кроме того, не соблюдали обязательный целибат, который в латинской церкви в XI веке утвердился почти повсеместно.
В 1059 году папа Николай II вновь обратился с призывом к хорватскому королю реформировать богослужение по стандартам римского обряда. Такое внимание к Хорватии со стороны папского престола, до этого закрывавшего глаза на церковную ситуацию здесь, было вызвано Великим расколом христианской церкви 1054 года. Несмотря на то, что Хорватия с VIII века была тесно связана с западным миром, определённая независимость хорватов в церковной жизни и союзнические отношения с Византией вызывали у Рима опасения, что они также могут оказаться под влиянием Константинополя и уйти в раскол.
Король и высшее духовенство страны вняли папским призывам и начали постепенную латинизацию хорватской церкви, натолкнувшуюся, впрочем, на сопротивление со стороны низшего клира и простого народа. В 1064 году на церковном синоде часть духовенства, наиболее яростно сопротивлявшегося реформам, подверглась экскоммуникации. Реформы достигли успеха лишь отчасти, прочнее привязав Хорватию к католицизму и западному миру. Что касается использования славянского языка и глаголицы в богослужении, то оно сохранялось (впоследствии в узаконенном порядке) вплоть до XX века (см. Глаголический обряд).