Василий Попугаев: биография
Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств»
Деятельность его с момента вступления его в члены им и отчасти по его же мысли основанного «Общества любителей изящного», открывшего свои заседания 15-го июля 1801 года, два года спустя официально утвержденного под названием «Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств».
Общество это на первых порах имело в виду преследовать цели исключительно самообразовательные, но вкусы основателей его — Ивана Борна и в особенности Василия Попугаева — скоро придали занятиям общества некоторый специфический характер: интересы чисто литературные должны были скоро уступить место социально-политическим, причём и литературная струя принимала зачастую политическую окраску. Душой этого Общества в первые годы его существования был Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества. Личность, без сомнения, даровитая энергичная, с значительной эрудицией, Попугаев, по верному замечанию Греча, «вдохновенный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, бросался во все стороны, начинал многое и не кончил ничего». Он начал усердно упражняться в писании стихов легкого и серьёзного содержания и повестей, но постепенно перешёл к публицистическим рассуждениям; изучал и переводил западных философов и юристов, занимался филологией, историей, наконец, физикой; писал доклады и статьи по всем названным предметам.
По следам, оставленным Попугаевым в литературе и в делах Общества, можно составить о нём довольно определенное представление. Это был человек серьезного ума, строгий к себе и другим, страстный, увлекавшийся, воспитывавший себя на литературе французских теоретиков — «вольнодумцев» XVIII века и сам ставший «вольнодумцем»: его идеалом общественного устройства была древняя республиканская Спарта, со всеми ее суровыми установлениями, особенно по части воспитания; самым дорогим для него званием было «титло гражданина»; лучшим богатством — личная свобода; наибольшим злом он считал бездеятельность, честолюбие, тиранию и рабство. Все эти взгляды ясно, а порой и резко Попугаев успел высказать и в своих страстных стихотворениях на «гражданские мотивы». Как и прочие сотрудники Общества, он приветствовал новое царствование, обещавшее покровительствовать «просвещению», но не упускал случая напомнить, что сильные должны «блюсти законы», «хранить счастие людей», «шествовать стезями правды», заботиться о мирном развитии государства, ибо «где крови лавр, — там терн и ель»; кроме того, в стихах его постоянно слышится призыв к общественной деятельности, просвещению, гуманности. Но всего резче гражданские идеалы Попугаева сказались в его речах перед Обществом, в докладах и статьях, — например в ряде статей под общим заглавием: «О политическом просвещении» и из последних особенно в статье «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение» где Попугаев проводит идею об объединении, путём воспитания, интересов разных классов общества, о настоятельной необходимости искоренить эгоистические и сословные предрассудки и воспитать в молодом поколении будущих граждан сознание святости общенародной пользы. В вопросе о воспитании, который усердно трактовался в то время в обществе вообще, а в частности сочленами Попугаева, последний держится следующих убеждений: «граждане могут жить, как им угодно, но просвещаться в одних Правлением (то есть правительством) признанных и утвержденных местах»; «общественное воспитание», по образцу Спарты, должно быть предпочтено перед «семейственным»; «всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связующие его с обществом: обычаи, законы и права суть первая и основная связь политических обществ и политики», посему изучение законов и истории должно быть поставлено на первом месте в деле воспитания; но история, как предмет воспитания, должна служить не столько наукой, обогащающей ум фактами прошлой жизни, порою, сведениями о «делах обыкновенных», но она должна быть преподаваема в «философическом духе», она должна быть «полезна для граждан единой нравственностью»; словом, «история должна быть зерцало дел великих, которая бы, как в картине, представляла питомцам бессмертия образцы для подражания и средства достигнуть до славы, ими предполагаемой или превзойти оную». Что касается политических убеждений Попугаева — следует отметить, что он сочувствовал космополитизму; он готов был «любить, как братьев, все народы», но это не мешало ему быть пламенным патриотом с явными демократическими тенденциями. Ненавидя рабство и воспевая в своих стихах вольность, он пишет повесть «Негр», в которой объявляет, что «воля не есть продажная и никакой тиран ею располагать не должен», восхваляет спартанцев и героев древности — борцов за свободу личности, пишет доклад «об участи земледельцев», в котором обрушивается на крепостничество, составляет в 2-х частях «Опыт о благоденствии народных обществ», который предлагает Обществу для издания; впрочем, члены почти единогласно нашли, что тон статьи слишком резок, даже и для того времени, когда «само правительство, сам Государь у нас занимался способами облегчения участи земледельцев»; наконец, следует упомянуть, что Попугаев был одним из горячих поклонников Радищева, память которого свято чтилась членами Общества; он же первый подал мысль (много обсуждавшуюся членами Общества, но не осуществленную) о сооружении памятника Минину и Пожарскому…
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт