Биография
Начало творческой деятельности
Наталия Ужвий родилась 27 августа (8 сентября) 1898 года, (по другим источникам — 22 августа (3 сентября) 1898 года), в городе Любомле (ныне Волынская область Украины) в крестьянской семье. Была старшей дочерью в многодетной семье (у Наталии было пять братьев и две сестры).
В поисках лучшей жизни отец устроился на работу на железную дорогу под Варшавой. До 1912 года семья жила в поселке Брудно близ Варшавы. Там Наталия посещала железнодорожное, а затем городское училище. С 1915 года работала учительницей. В годы революции семья перебралась в Золотоношу (современная Черкасская область). Здесь Наталия впервые приняла участие в спектаклях любительского драматического кружка. В 1922 году кружок был преобразован в передвижной театр при Наркомате просвещения УССР.
В 1922 году Наталия развелась с первым мужем и уехала в Киев. Там она была зачислена во второй состав Первого театра УССР имени Шевченко. В театре Ужвий встретилась с известным актёром И. А. Марьяненко, который стал её наставником в актёрском мастерстве. В 1925—1926 годах — ведущая актриса Одесского государственного драматического театра, ныне - Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько.
Период «Березиля»
В 1926 году поступила в Харьковский театр «Березиль», которым руководил Лесь Курбас. Начался один из самых плодотворных периодов в творческой жизни актрисы. Она становится ведущей актрисой театра. На сцене театра Курбаса Ужвий сыграла около тридцати главных ролей: Оксана («Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко, 1926), Фруманс («Золотое чрево» Ф. Кроммелинка, 1926), Магельон («Король забавляется» В. Гюго, 1927), Джулия («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1929), Тетя Мотя («Мина Мазайло» Н. Г. Кулиша, 1929), Небаба («Диктатура» И. К. Микитенко, 1930), Олена Череда («Кадры» И. К. Микитенко, 1931), Маклена («Маклена Граса» Н. Г. Кулиша, 1933), Оксана («Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, 1933), Улька («Бастилия Божьей Матери» И. К. Микитенко, 1934), Лида («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, 1935), Маруся («Дай сердцу волю, заведет в неволю» М. Л. Кропивницкого, 1936) и другие. Для творчества Ужвий характерны реалистически углубленное раскрытие психологии героинь, созданные ею образы отличаются одухотворенной поэтичностью, взволнованностью, исполнены глубоких чувств и мыслей, сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.
Приехав в Харьков, который был столицей УССР, Ужвий оказалась в центре художественной и политической жизни республики, стала активным участником процесса украинского культурного возрождения. В 1926 году она вышла замуж за украинского писателя, лидера футуристов М. В. Семенко. В 1927 году у них родился сын Михаил. C 1930 года семья жила в знаменитом доме кооператива литераторов «Слово» в Харькове.
Успешно развивается и кинокарьера Ужвий. Она сыграла роли в фильмах «КПК» (1925), «Тарас Шевченко» (1926), «Тарас Трясило» (1927). Наталия Ужвий позировала скульптору М. Г. Манизеру для фигуры Катерины на многофигурном памятнике Шевченко в Харькове (1933—1935).