Биография
Гликерия Федотова (в девичестве Позднякова) родилась 10 (22) мая 1846 года в Орле. Рано осталась сиротой на воспитании деда и удочерившей её дальней родственницы Поздняковой. В 1856 году была принята и в 1862 году окончила Московское императорское театральное училище, где три года обучалась балету, а затем перешла в драматический класс И. В. Самарина. Первые небольшие роли актриса исполнила в Малом театре ещё в 1858 году, будучи ученицей Театральной школы. В 1862 году И. В. Самарин поручил ей роль Верочки в драме П. Д. Боборыкина «Ребёнок», которую он избрал для своего бенефиса. 10 мая 1862 года, в день своего 16-летия, Позднякова была зачислена в труппу Малого театра. В апреле 1863 года вышла замуж за 17-летнего актёра Малого театра А. Ф. Федотова и стала выступать под его фамилией. Через год родился сын Александр, в будущем - актёр и режиссёр Малого театра.
К концу 1860-х годов Гликерия Федотова заняла положение ведущей актрисы театра в амплуа молодых героинь, уделяя большое внимание технике сценической игры. В 1870-е годы её талант достигает расцвета. Ей равно удаются трагические, комедийные, мелодраматические и романтические роли. Она считалась одной из лучших актрис театра Островского, сыграв в его пьесах 29 ролей, некоторые из которых (Снегурочка, Василиса Мелентьева и др.) в одноимённых пьесах были предназначены ей самим драматургом. Первую роль в его пьесах — Катерину в «Грозе» — Федотова исполнила ещё в 1863 году и играла её в течение 35 лет. В 1880-е годы актриса перешла на возрастные роли старух, матерей, пожилых женщин, взяв для освоения соответственных приёмов актёрской техники двухгодичный отпуск. В это же время по приглашению К. С. Станиславского она начинает преподавать актёрское мастерство в «Обществе искусства и литературы».
В 1905 году из-за тяжёлой болезни ног Федотовой пришлось оставить сцену, однако до смерти актриса считалась почётным членом труппы. Последний раз Федотова поднялась на сцену в 1912 году, в 50-летний юбилей своей сценической деятельности в Малом театре: она сыграла царицу Марфу в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
По оценке В. И. Немировича-Данченко, Гликерия Федотова, исполняя свою роль, следила и за всем спектаклем, добивалась ансамблевого звучания пьесы, помогала партнерам и по существу была со-режиссёром.
Среди учеников — Александра Александровна Яблочкина.
Гликерия Федотова скончалась в Москве 27 февраля 1925 года.
Творчество
Роли в театре
- 1862 — «Ребёнок» П. Д. Боборыкина — Верочка
- 1863 — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина
- 1864 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Софья
- 1865 — «Русалка» А. С. Пушкина — Наташа
- 1865 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
- 1868 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева
- 1869 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Параша
- 1870 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Лидия Чебоксарова
- 1871 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Марьица
- 1871 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина
- 1875 — «В осадном положении» В. А. Крылова — Лиза
- 1877 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дона Анна
- 1881 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Наталья Петровна
- 1882 — «Дело» А. С. Сухово-Кобылина — Лидочка
- 1883 — «Медея» В. П. Буренина и А. С. Суворина — Медея
- 1884 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина
- 1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Елизавета
- 1887 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира — Клеопатра
- 1890 — «Макбет» У. Шекспира — Леди Макбет
- 1890 — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира — Миссис Форд
- 1891 — «Цимбелин» У. Шекспира — Королева
- 1891 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Звездинцева
- 1892 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния
- 1894 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Мурзавецкая
- 1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Атуева
- 1912 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — царица Марфа