Питер Брейгель (старший): биография
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся Падение слепых, Птицелов и разоритель гнёзд, Калеки и Мизантроп.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, Сорока на виселице, Карел ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют правда и вымысел.
Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне (Нотр-Дам-де-ла-Шепель).
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.
Некоторые известные работы
- «Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим
- «Калеки», 1568, Лувр, Париж
- «Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена
- «Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Вино на празднике Святого Мартина», 1563-1565 годы, Мадрид
- «Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид
- «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565
- «Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена
- «Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена
- «На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон
- Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:
- «Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- «Сенокос», 1565, N?rodn? galerie (Национальная галерея), Прага
- «Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон
- «Крестьянский танец», 1567, Музей истории искусств, Вена
- «Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена
- Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556):
- «Мизантроп», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
- «Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен
- «Путь на Голгофу» («Несение креста»), 1564, Музей истории искусств, Вена
- «Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
- «Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена
Генеалогическое древо
Библиография
- Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. — М., 1939.
- Роз Мари и Райнер Хаген Брейгель. — М.: Taschen/Арт-Родник, издание на русском языке, 2002. — 95 с. — ISBN 3-8228-7150-8.
- Климов P. Питер Брейгель. — М., 1959.
- Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. — Paris, 1987;
- Grossmann F. Peeter Brueghel. — L.: Firenze, 1956.
- Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. — М., 1983.
- Bastelaar R. van, Hulin de Loo G. Peter Bruegel l’Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1-2. — Brux., 1906—1907.
- Rucker R. As above, so below: A novel of Peter Bruegel. — New York: Forge, 2002.
- Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. — Paris, 1987;
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник