Поделиться:

О знаменитости

Екатерина Оттовна Вазем: биография


Первый балет, специально поставленный для Вазем — «Бабочка» (1874, балетмейстер М. И. Петипа). И хотя критика оценила постановку довольно холодно, отмечались новаторские идеи билетмейстера и технические возможности исполнительницы.

Исполненные партии

Е.Вазем стала первой исполнительницей партий: «Бабочка» (балетмейстер М.И.Петипа), Анжелла («Бандиты», музыка Минкуса), Никия («Баядерка», 1877), Дочь снегов («Дочь снегов», 1879, балетмейстер М.И.Петипа), Роксана («Роксана, краса Черногории» (балетмейстер М.И.Петипа), одна из двух звёзд («Две звезды», балетмейстер М.И.Петипа). Среди других ролей: Наяда («Наяда и рыбак», балетмейстер Жюль Перро), Галя («Золотая рыбка», музыка Л.Минкуса, балетмейстер А.Сен-Леон), Аспиччия («Дочь фараона»), Жизель («Жизель» А.Адана), («Дева Дуная» А.Адана), Пахита («Пахита»), Фенелла («Фенелла» Д.-Ф.Обера), Низия («Царь Кандавл», балетмейстер М.Петипа) и др.

Екатерина Вазем обладала филигранной техникой и была эталоном классического танца для своего времени.

Её мастерство отличалось холодновато-благородной манерой танца, виртуозностью.

«Недостатком танцовщицы была холодность. Лицо её оставалось равнодушным к происходящему на сцене. Проникновенности, душевной теплоты художественной изобразительности — вот чего не хватало Вазем», — таково было общее мнение о балерине.

А.Плещеев писал, что она отличалась не столько мимическими способностями, сколько «точностью и необычайной силой в танцах, самоуверенностью в двойных турах, безукоризненными стальными пуантами и художественною отделкой мельчайших деталей». См. А. Плещеев «„Наш балет“». Пав. Рос-в.

Известно, что балерина выступала также и на московской сцене в балетах «Пахита», «Зорайя, мавританка в Испании» и «Ночь и день» (последний балет был сочинен специально по случаю коронации Александра III). Но там она давала мало представлений. И связано это было с тем, что в 1883 г. царь подписал указ о реформе московского балета, по которому часть московской труппы была уволена на пенсию, а часть перешла в Петербург. По этому поводу Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) писал: «„Реформа“ 1883 г. почти полностью уничтожила самостоятельность балета в Москве и превратила его в филиал петербургской труппы». В своих воспоминаниях о спектаклях в Москве балерина рассказывала об упадническом настроении, царившем на московской сцене, а отсюда и неорганизованность — не поданные вовремя костюмы, откровенная несдержанность публики и все подобное, мешавшее воплощению на сцене.

В начале 1884 года она танцевала партию Никии в балете «Баядерка» Минкуса, что стало её последним полным выступлением.

Завершение балетной карьеры и педагогическая деятельность

Её прощальный бенефис состоялся в феврале 1884 года. Для прощального бенефиса она выбрала сцены из трех любимых балетов: «Дочь фараона», «Камарго» и «Пахита». Ей были торжественно преподнесены дорогие подарки, в том числе лавровый венок, на вплетенных лентах которого были вышиты годы её работы в Мариинском театре: «1867 — 1884»; отдельно от балетной труппы — серебряный венок с выгравираванными названиями балетов, в которых она танцевала. Пришедшая публика рукоплескала стоя и постоянно передавала на сцену корзины цветов. «Петербургая газета» и «Театральный мирок» ещё несколько дней писали об этом бенефисе и торжественном проводе выдающейся танцовщицы.

Она ушла со сцены в 36 лет, после чего занималась педагогической деятельностью в Санкт-Петербургском театральном училище, где вела средние классы в течение 1886—1896 гг.

Среди учеников Екатерины Оттовны в училище — выдающиеся балерины Анна Павлова, Агриппина Ваганова, Ольга Преображенская, Матильда Ксешинская, М. С. Скорсюк. В 1896 году она была уволена «вследствие введения новой системы в преподавании балетных танцев» и стала давать частные уроки.

Революция 1917 года отвлекла государственные умы от балетного искусства. Тем не менее через некоторое время новые власти стали приглашать старое поколение танцоров для передачи опыта молодежи. Среди приглашенных была и Екатерина Оттовна Вазем. Артист М. М. Михайлов, стажировавшийся у неё, оставил воспоминания об этих уроках.

Книга воспоминаний

Екатерина Оттовна написала книгу «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867—1884». Эти воспоминания она диктовала сыну, балетному критику Николаю (Нилу) Ивановичу Насилову (1887—1942), уже будучи в преклонном возрасте. Книга вышла в 1937 году и в этом же году при Ленинградском хореографическом училище открылось балетмейстерское отделение — и это при том, что в стране в этот же год происходило много чего другого, чем год навсегда вошёл в историю. Книга выдержала два издания, второе издание дополненное и уточненное; в 2009 году книга вышла в издательстве «Планета Музыки», Санкт-Петербург, ISBN 978-5-8114-0993-8. Эти воспоминания очень ценны тем, что показывают и атмосферу, царящую в Мариинском театре конца 19 столетия; и характеристики артистов и балетмейстеров, и её субъективную оценку их творчества, и обзор русской балетной критики, театральной публики и балетного начальствва в лице многочисленных чиновников системы императорских театров.

Екатерина Оттовна Вазем умерла 14 декабря 1937 года в Ленинграде.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Дита фон Тиз Дита фон Тиз

американская танцовщица, модель и актриса

Братья Сафроновы Братья Сафроновы

российские иллюзионисты

Екатерина Варнава Екатерина Варнава

хореограф и участница телешоу «Comedy Woman»

Ирина Александровна Антонова Ирина Александровна Антонова

директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, искусствовед

Лиля Брик Лиля Брик

муза Владимира Маяковского

Анатолий Ярмоленко Анатолий Ярмоленко

создатель, солист и руководитель белорусского ансамбля Сябры

Елена Яковлева Елена Яковлева

российская актриса театра и кино, Народная артистка России

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора