Биография
Василий Вайнонен родился 8 (21) февраля 1901 года в Петербурге. После окончания в 1919 году Петроградского хореографического училища (класс Владимира Пономарёва) до 1938 года работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, где исполнял небольшие хара?ктерные партии).
Работу балетмейстера начал в 1920-е годы с постановки концертных номеров. Первая большая работа — постановка балета «Золотой век» Дмитрия Шостаковича в 1930 году. В 1932 году в Ленинградском театре оперы и балета осуществил поставил балет «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, через год создал новую редакцию (1933), а в 1947 году перенёс его в Большой театр. Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» был поставлен в 1934 в Театре им. Кирова, а в 1938 году — в Большом театре.
Творчество балетмейстера пришлось на годы становления социалистического искусства, когда ко всем видам искусства предъявлялись требования социалистического реализма. Применительно к балету эти требования требовали существенных новшеств. Новаторство Вайнонена сказалось в сближении с реальностью, постановке массовых танцев, использовании фольклора, например танца басков в балете «Пламя Парижа». Роль кордебалета, представлявшего народ, значительно возросла, он стал активным персонажем. Мужские групповые танцы были явлением принципиально новым для балета, они обеспечивали героизацию спектакля, в спектаклях преобладало бравурное, активное начало. Полученные Вайноненом награды (Сталинские премии) свидетельствуют о принятии его творческих методов коммунистическими идеологами, но каковы бы ни были причины появления данных новшеств, они существенно обогатили балетное искусство, расширив диапазон его возможностей.
В 1951—1953 годах возглавлял балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета.
В. И. Вайнонен умер 23 марта 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета
- «Конёк-Горбунок», хореография хореография Мариуса Петипа и Александра Горского — Уральский танец
- «Раймонда», хореография Мариуса Петипа — Сарацинский танец
- «Петрушка», хореография Михаила Фокина, постановка Леонида Леонтьева — Арап
- «Спящая красавица», хореография Мариуса Петипа — Кот в сапогах
- «Фея кукол», хореография Николая и Сергея Легат — Паяц
- «Красный мак», балетмейстеры Фёдор Лопухов, Владимир Пономарёв и Леонид Леонтьев — Кок
- «Ледяная дева», балетмейстер Фёдор Лопухов — Юноши
Первый исполнитель партий
- 1924 — «Времена года», хореография Мариуса Петипа, возобновление Леонида Леонтьева — Сатир
- 1924 — «Красный вихрь», балетмейстер Фёдор Лопухов — «шпана»
- 1926 — «Пульчинелла», балетмейстер Фёдор Лопухов — Юноша
- 1927 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», балетмейстер Фёдор Лопухов — Баран
Постановки в Ленинградском театре оперы и балета
Танцы в операх
- 18 февраля 1926 — «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник Владимир Дмитриев)
- 13 июня 1927 — «Воццек» Альбана Берга (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник М. З. Левин)
- 16 февраля 1928 — «Борис Годунов» Модеста Мусоргского(дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник Владимир Дмитриев);
- 24 ноября 1928 — «Кавалер роз» Рихарда Штрауса (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник Елизавета Якунина)
- 13 апреля 1929 — «Евгений Онегин» Петра Чайковского (дирижёр Александр Гаук, режиссёр Эммануил Каплан, художник Владимир Дмитриев)
- 25 января 1930 — «Черевички» Петра Чайковского (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Эммануил Каплан, художник Владимир Дмитриев)— Молодёжный спектакль на сцене Оперного театра ленинградского Народного дома
- 14 июня 1931 — «Чёрный яр» Андрея Пащенко (дирижёр Сергей Ельцин, режиссёр Александр Винер, художник Владимир Дмитриев)
- 1933 — «Русалка» Александра Даргомыжского
- 1933 — «Аида» Джузеппе Верди
- 5 ноября 1934 — «Мазепа» Петра Чайковского (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Александр Винер, художник Владимир Дмитриев).
- 4 ноября 1935 — «Пиковая дама» Петра Чайковского (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Николай Смолич, художник Владимир Дмитриев)
- 19 ноября 1938 — «Щорс» Георгия Фарди (дирижёр Сергей Ельцин, режиссёр Журавленко и Милешко, художник Александр Константиновский)
- 22 февраля 1950 — «Мазепа» Петра Чайковского (дирижёр Борис Хайкин, режиссёр Илья Шлепянов, художник Константиновский)