- Первый дипломированный балетмейстер-постановщик Северной Осетии. Окончил ГИТИС образца 1969 года, балетмейстерское отделение (Руководители курса: Народный артист СССР Р. В. Захаров, Народный артист СССР Л. В. Лавровский), специальность «Режиссура балета» с присвоением квалификации «Режиссёр-балетмейстер». Диплом Э № 548325. Регистрационный № 4276.
- Реформировал методику построения репетиционного и постановочного процесса в осетинской хореографии, став основоположником школы балетмейстерского искусства осетинской танцевальной культуры;
- Инициировал в 1966 году реорганизацию Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии (ГАПиТ) в Государственный ансамбль народного танца Северной Осетии (ГАНТ).
- Инициировал в 1968 году присвоение Государственному ансамблю народного танца Северной Осетии (ГАНТ) название - «Алан».
Фрагменты творчества
Авторский хореографический постановочный репертуар
Работы созданы для репертуара Государственного ансамбля песни и танца СО АССР и Государственного ансамбля народного танца СО АССР «Алан» за период с 1962-71 гг.
- «Поединок» (Год создания постановки 1962г);
- «Озорники» (Год создания постановки — 1962г);
- «Шой» Музыкально-хореографическая композиция.(В концертной программе указана именно буква «Ш»), (Год создания постановки — 1965г);
- «Мать» Музыкально-хореографическая композиция (Год создания постановки — 1966г);
- «Джуг-Тур» Сольный танец. (Год создания постановки — 1966г);
- «Хадзаронта» (Год создания постановки — 1966г);
- «Чепена» (Год создания постановки — 1967г);
- «Симд» ("Щимд") Хореографическая сюита (Год создания постановки — 1968г);
- «Лирический дуэт» (Год создания постановки — 1968г);
- «Праздник труда» Вокально-хореографическая сюита (Год создания постановки — 1968г);
- «Охотники» (Год создания постановки — 1968г);
- «Игры чабанов» (Год создания постановки — 1968г);
- «Браконьеры» (Год создания постановки — 1968г);
- «Приглашение» («Хонга») (Год создания постановки — 1968г);
- «Наездники» (Год создания постановки — 1968г);
- «Осетинская сюита» (Год создания постановки — 1968г);
Хронология творческой деятельности
- 1956 - Солист ансамбля песни и танца Северной Осетии. Приказ №100;
- 1957 - "Лауреат VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов". Серебряная медаль в составе коллектива и II премию; Гастроли в ГДР.
- 1960 - Участник Декады осетинского искусства и литературы в Москве; Медаль "За трудовую доблесть"; Дипломант I-го Всероссийского конкурса артистов эстрады.
- 1962 - Дипломант II-го Всероссийского конкурса артистов эстрады; Основатель хореографической темы танца «Поединок» для Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии на участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады в Москве(III премия и звание лауреата); Почетная грамота ЦК ВЛКСМ за успешное выступление на гастролях за рубежом с коллективом советской творческой молодёжной делегации и пропаганде советского искусства в Швеции, Норвегии, Голландии, Исландии и Дании.
- 1963 - Исполнитель ведущих партий в постановках Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии на юбилее ансамбля (25-лет); Присвоено звание "Заслуженный артист СОАССР"
- 1964-1968 - Студент Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского; На 1-ом курсе ставит сцену по материалам осетинского народного танца "Дочь гор" - оценка "отлично"; Новые постановки Московскому осетинскому студенческому самодеятельному ансамблю народного танца «ОССА» при Государственном университете им. Ломоносова; На 2-ом курсе ставит сцену из 3-его акта балета "Кавказский пленник" - оценка "хорошо"; На 3-ем курсе ставит хореографическую композицию "Мать" для репертуара Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии - оценка "отлично". Композиция, посвящённая многодетным матерям, потерявшим своих сыновей на фронтах Великой Отечественной Войны вошла в хореографические номера Государственного ансамбля песни и танца СОАССР во время выступлений на Днях Северной Осетии в городе Ленинграде и Ленинградской области и была поставлена на производственной студенческой практике с 01.03.67 г. по 15.03.67 г. в Государственном ансамбле песни и танца СОАССР, куда студент Х.П.Варзиев был направлен согласно письменного запроса Министерства культуры СОАССР в лице Министра культуры С.Е.Ужегова на имя ректора ГИТИСа М.Горбунова (письмо № 2431/67 от 22 марта 1967г; Ставит сольную композицию «Тур» (к репетиционно-постановочной работе по рекомендации народной артистки РСФСР Тамары Степановны Ткаченко в качестве исполнителя привлекается солист «Большого театра», заслуженный артист РСФСР Александр Лавренюк, к сочинению музыкального сопровождения по рекомендации Ростислава Владимировича Захарова привлекается композитор выпускник теоретико-композиторского факультета Московской консерватории Эдуард Артемьев — народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ. Позже в постановку был введён дополнительный персонаж "охотник", в связи с чем была изменена сюжетная линия и название. Танец стал называться «Джуг-тур» и был включен в репертуар Государственного ансамбля народного танца "Алан"; Ставит музыкально-хореографическую композицию «Шой» в Государственном ансамбле песни и танца Северной Осетии; На 4-ом курсе ставит композицию «Осетинская сюита» и «Дуэт» (сольный парный фрагмент из танца «Симд» (осет.) для Государственного ансамбля народного танца Северной Осетии к выступлению на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Софии (Болгария), где Хаджисмел Варзиев из рук Председателя международного жюри, выдающегося советского балетмейстера народной артистки СССР Татьяны Алексеевны Устиновой поучает диплом «Лучший балетмейстер Фестиваля»; На 5-ом курсе ставит концертную программу в два отделения Государственному ансамблю народного танца Северной Осетии к выступлению по городам республикам Средней Азии и Казахстану; Защищает дипломную работу, после которой присваивается квалификация «Балетмейстер-постановщик» специальности «Режиссура балета» балетмейстерского отделения ГИТИСа. Членами экзаменационной комиссии являлись: Захаров Р.В. — н.а.СССР, доктор искусствоведения; Эльяш Н.И. — профессор, историк театра, историк балета, критик, педагог, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой театроведения ГИТИСа им. А. В. Луначарского; Цейтлин Л.М. — З.д.искусств РСФСР, концертмейстер, советский скрипач и педагог, доктор искусствоведения, профессор Музыкально-драматического института (Москва), Московской консерватории, заведующий кафедрой скрипки. Один из основоположников советской скрипичной школы; Ткаченко Т.С. — н.а.РСФСР, педагог Большого театра, профессор; Лапаури А.А. — З.а.РСФСР, профессор, педагог балетмейстерского отделения ГИТИСа; Стручкова Р.С. - н.а.СССР; Шатин А.В. — балетмейстер и балетный педагог, декан балетмейстерского отделения в ГИТИСе им. А. В. Луначарского. Профессор Р. В. Захаров — н.а.СССР автор известных постановок в «Большом театре», основатель балетмейстерского отделения ГИТИСа в своей книге «Записки балетмейстера» 1976 года издания отметил молодого Х. П. Варзиева наряду с балетмейстерами Т.Устиновой, И.Моисеевым, Н.Надеждиной, П.Вирским и др.