Биография
Михаил Габович родился 24 ноября (7 декабря) 1905 года в селе Великие Гуляки ныне Фастовского района Киевской области, в семье Марка и Марии Габовичей.
В 1924 году окончил Московское хореографическое училище (педагоги А. А. Горский и В. Д. Тихомиров).
По окончанию училища в 1924 году был принят в труппу Большого театра где служил вплоть до 1952 года. Исполнитель главных партий.
В 1925 году участвовал в постановке К. Я. Голейзовским балета С. Н. Василенко «Иосиф прекрас»ный. Михаил Маркович был в числе временно уволенных, но вскоре восстановленных в штате сторонников Голейзовского, которым руководство труппы не рекомендовало участие в постановках балетмейстера.
Танец Михаила Габовича называли сильным и мужественным, отличавшимся выразительностью и характерностью жеста, скульптурностью поз.
Михаил Габович был постоянным партнёром Галины Улановой.
В годы Великой Отечественной войны был руководителем филиала Большого театра в Москве.
Оставил сцену из-за травмы.
C 1951 года занимался педагогической деятельностью в Московском хореографическом училище, с 1954 по 1958 год был его художественным руководителем. Среди его учеников Владимир Васильев.
Автор книги «Душой исполненный полет» (1965).
Михаил Маркович Габович скончался 12 июля 1965 года в Москве.
Семья
Брат — Александр Маркович Габович, актёр и режиссёр Государственного театра имени Е. Вахтангова.
Сын — солист балета Михаил Михайлович Габович.
Награды и премии
- народный артист РСФСР (1951)
- Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение партии Принца в балетном спектакле «Золушка» С. С. Прокофьева
- Сталинская премия второй степени (1950) — за исполнение партии Ма Личена в балетном спектакле «Красный мак» Р. М. Глиэра
- два ордена и медали
Творчество
Партии в спектаклях
По году первого выступления:
- 1924 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Шарман, Дезире, 1930, Голубая птица, 1936
- 1924 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Друг Принца, Принц 1932
- 1924 — «Карнавал» К. Сен-Санса — Арлекин
- 1925 — «Эсмеральда»» Ц. Пуни — Раб
- 1927 — «Раймонда» А. К. Глазунова — Бернар, Жан бе Бриен, 1935
- 1927 — «Красный мак» Р. М. Глиэра — Феникс
- 1928 — «Корсар» А. Адана — Раб
- 1929 — «Кармен» Ж. Бизе — Болеро
- 1930 — «Футболист» В. А. Оранского
- 1930 — «Баядерка» Л. Ф. Минкуса — Солор, Индийский танец
- 1931 — «Комедианты» Р. М. Глиэра — Мигуэль
- 1931 — «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса — Базиль
- 1931 — «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова — Эспада
- 1931 — «Руслан и Людмилла» М. И. Глинки — Лезгинка
- 1932 — «Саламбо» А. Ф. Арендса — Мато
- 1932 — «Шопениана» Шопена — Юноша
- 1933 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Принц Зефир
- 1933 — «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Антуан
- 1934 — «Жизель» А. Адана — Альберт
- 1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Вацлав
- 1938 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Океан
- 1938 — «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева — Владимир
- 1941 — «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого — Андрий
- 1945 — «Золушка» С. С. Прокофьева — Принц
- 1945 — «Князь Игорь» А. П. Бородина — Кумаи
- 1946 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Ромео
- 1949 — «Медный всадник» Р. М. Глиэра — Евгений
- 1949 — «Красный мак» Р. М. Глиэра — Ма Ли-чен
Постановки
- В 1942 году на сцене Филиала Большого театра Михаил Габович поставил балет «Дон Кихот» Л.Минкуса (по редакции А. А. Горского, с добавлением танцев К. Я. Голейзовского на музыку В. Желобинского).
В 1952 году совместно с Асафом Мессерером возобновил балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского.
Книга о Михаиле Габовиче
В Книге «Статьи» Михаила Габовича вступительные статьи написали А. Солодовников и П. Карп. Сборник посвящён творчеству Габовича. В первом разделе книги — теоретические статьи, рецензии, творческие портреты, принадлежащие перу Габовича. Во втором — воспоминания о нём балетмейстеров, композиторов, критиков и друзей. Статьи написали: Ю. И. Слонимский, Галина Уланова, Игорь Моисеев, Асаф Мессерер, Пётр Гусев, Татьяна Вечеслова, Дмитрий Кабалевский, Юрий Григорович, Ольга Лепешинская, Владимир Васильев, Марис Лиепа.
Книга написана в 1977 году, в то время все рецензии и очерки, даже о балете, писались в стиле, который устраивал цензуру, в стиле газеты «Правда». Но, первая статья из книги Габовича, под названием «Что же такое балет?», начинается словами:
'
«Статьи» Михаила Габовича:
Сочинения
- Габович М. Поэзией полна жизнь // Советская культура.—1958.—№ 10