Гоур Говинда Свами: биография
Нередко во время лекции Гоур Говинда Свами вдруг начинал петь, давая слушателям возможность понять чувства радости, смирения и предания себя Богу, которыми проникнуты молитвы великих преданных — Бхактивиноды Тхакура и других ачарьев. Кришна-катха была для него самой жизнью. Он часто говорил: «День, проведённый без кришна-катхи, чёрный день».
Гоур Говинда Свами глубоко знал священные писания. Всё, о чём он говорил, он обосновывал цитатами из многочисленных ведических источников. Иногда он задавал ученику вопрос, и, если тот, отвечая, не ссылался на шастры, он кричал: «Мошенник! Не пытайся обмануть других! Вайшнав всегда ссылается на священные писания».
Гоур Говинда Свами был бесстрашным проповедником и никогда не поступался истиной ради сиюминутной выгоды. «Тот, кто не видит Кришну, слепец, — повторял он. — Такой слепец говорит о Кришне, а сам продолжает измышлять. Поэтому его речь не будет действенной. Слово истинного садху (святого) никогда не расходится с делом».
Гоур Говинда Свами вёл дневник и ежедневно делал в нём записи. Каждую запись он заканчивал одинаково: «Гопал знает обо всем, что сделал сегодня этот слуга». Каждый день он просил Гопала: «Позволь мне быть рядом с близкими по духу преданными».
В 1991 году, после шестнадцати лет упорного труда, Шрила Гоур Говинда Свами исполнил волю своего духовного учителя: в день явления Рамачандры, Рама-навами, он открыл в Бхубанешваре храм Шри Шри Кришна-Баларама, который сегодня посещают тысячи людей. Гоур Говинда Свами говорил: «Я открыл в Бхуванешваре „школу слёз“: если мы не будем плакать о Кришне, Он не прольёт на нас Свою милость». Об этом Гоур Говинда Свами неустанно проповедовал по всему миру в последние десять лет своего пребывания на земле.
Гоур Говинда Свами всегда жил скромно и просто. До последних дней жизни он оставался в небольшом доме рядом с тем, что построил для Прабхупады в 1977 году. Несколько раз его просили взять на себя новые обязанности по руководству ИСККОН, но он всегда отказывался, говоря: «Я не руководитель. Я проповедник». Однако, когда преданным ИСККОН был подарен участок земли в Гадай-гири, деревне, где Гоур Говинда Свами провёл детство и где в скромной постройке жил его любимый Гопал, он взялся руководить строительством нового, большого храма для Гопала.
Уход
В конце января 1996 года Гоур Говинда Свами как-то заметил: «Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что материальный мир не место для порядочного человека. Вознегодовав, он ушёл из него до срока. И я, наверное, тоже скоро уйду. Не знаю. Я во всём полагаюсь на Гопала и поступлю так, как Он пожелает». На следующий день Гоур Говинда Свами отправился в Гадай-гири, чтобы увидеться с Гопалом. Вернувшись, он в течение следующих четырёх дней проповедовал как никогда воодушевлённо тысячам людей, которые приехали в Бхуванешвар на празднование столетия Прабхупады. А затем отбыл в Маяпур на ежегодные заседания Руководящего совета ИСККОН.
9 февраля 1996 года, в день явления Бхактисиддханты Сарасвати, двое учеников Прабхупады попросили Гоур Говинду Свами их принять. Они никогда прежде не встречались с ним, но прочли несколько его книг и горели желанием его услышать. В шесть часов вечера они вошли в комнату Гоур Говинды Свами и спросили его о том, почему Чайтанья Махапрабху жил в Пури. Обрадованный этим вопросом, Гоур Говинда Свами начал рассказывать о сокровенном смысле пребывания Чайтаньи в Пури. Он говорил о невыносимых муках, которые Радха и Кришна терпели в разлуке друг с другом, после того как Кришна уехал из Вриндавана. Этот рассказ приведён в восьмой главе книги «У берега разлуки». Завораживая всех, кто был в комнате, повествованиями о Кришне, Гоур Говинда Свами дошёл до того места, когда Радха и Кришна наконец встречаются после долгой разлуки. Он сказал, что, увидев Радху, Кришна испытал такой восторг, что глаза у него стали огромными и круглыми, а руки и ноги вобрались внутрь. В этом облике он носит имя Джаганнатхи. Тут присутствовавшие заметили, что на глазах Гоур Говинды Свами заблестели слёзы. Его голос прервался. Он сказал едва слышно: «Глаза Кришны встретились с глазами Радхи. Союз глаз…» Не в силах продолжать, он извинился, смиренно сложив ладони: «Простите, я не могу говорить». Он отдал последний приказ: «Киртан! Киртан!», вайшнавы запели, а их гуру спокойно и невозмутимо лёг на кровать. Слуга дал ему изображение Гопала. С любовью глядя на божество, которому он поклонялся всю жизнь, Гоур Говинда Свами воскликнул: «Гопал!» — и испустил последний вздох.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт