В 1972—2001 годах ведущая актриса театра имени Маяковского. Наиболее известные роли сыграла в таких фильмах как «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома» и других. Народная артистка РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1984), лауреат премии «Ника».
Биография
Начало
Родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей. Мать, Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий. Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. В 10-м классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей.
Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатыревым, Натальей Варлей.
В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашают в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, но Гундарева выбирает театр имени Маяковского и, с тех пор, он становится её родным коллективом. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров держал актрису во втором составе, и она получала только эпизодические роли. В 1974 году в постановку «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной. После 10 дней репетиций Гундарева вошла на роль Липочки. Её дебют в ведущей роли сразу был оценен театральной Москвой.
На сцене практически ни одна работа актрисы не проходит незамеченной критикой: Дуньки в телеспектакле «Любовь Яровая» (режиссёр Турбин), Софьи в «Возвращении» по Тургеневу (режиссёр П. Резников), Мирандолины в пьесе Гольдони «Трактирщица». Однако, только к концу 1970-х Гундарева заняла место примы театра — главный режиссёр неоднократно отдавал главные роли другим актрисам.
В кино, в эпизодических ролях, Наталья Гундарева начала сниматься ещё с 1966 года. Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине «Сладкая женщина» Владимира Фетина. Гундарева начинает получать предложения о съёмках одно за другим от ведущих режиссёров страны. 1970-е годы становятся горячим временем — в репертуаре практически нет проходных ролей. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она признана лучшей актрисой.
Расцвет карьеры
1979—1984 годы становятся временем расцвета театральной и в кинематографической карьеры актрисы. Она уходит от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.
Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда» . Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны пригласил Наталью Гундареву.