Биография
Ранние годы и образование
Ранняя биография известна лишь со слов самого Дамбиджалцана и по слухам. Достоверность этих сведений сомнительна. Согласно этим данным, Дамбиджалцан родился в окрестностях Астрахани, в семье калмыка Темурсана Санаева в 1860 году, и принадлежал к племени дербетов. При рождении ему дали имя Амур (по другим сведениям — Балдан).
Около 1865 года, когда семья Санаевых переехала в Монголию, он был отдан в Долоннорский дацан для обучения грамоте. Проявив себя чрезвычайно способным учеником, был направлен в Тибет, где много лет учился в буддийском университете Гоман-дацан в столичном монастыре Дрепунг и получил прекрасное буддийское образование, однако, как свидетельствует устная традиция, был вынужден покинуть Лхасу из-за совершённого им убийства соседа-монаха. Тем самым он лишился монашеского сана.
Дамбиджалцан, по его словам, несколько лет служил одним из да-лам (глава департамента) пекинского ямыня при Джанджа-хутухте. Ему, как учёному духовного учреждения, вверялось устанавливать календари и решать другие астрономические и метафизические вопросы.
Начало антикитайской пропаганды
В 1890 году Дамбиджалцан появился в Западной Монголии, выдавая себя за воплощение Амурсаны — джунгарского князя, в XVIII веке восставшего за освобождение монголов от власти империи Цин, и вновь родившегося, чтобы избавить Монголию от маньчжуро-китайского ига. Вскоре к нему присоединились два влиятельных монгольских тулку, Джалханца-хутухту и Илгусан-хутухту.
Китайские власти, которые обеспокоились распространением пропаганды Дамбиджалцана, начали переговоры с консулом России в Урге с просьбой арестовать ламу. Китайский запрос удовлетворили и, по прибытии в Ургу, он, как российский подданный, был арестован и выслан в Кяхту. Вероятно, его принудительное пребывание в Бурятии было очень коротким, и он смог бежать (либо был отпущен) в Тибет или Внутреннюю Монголию. В конце 1891 года он вновь появился во Внешней Монголии, где снова был арестован китайскими властями и перевезен в Улясутай для дальнейшего расследования, однако практически сразу же отпущен. От Улясутая Дамбиджалцан поехал в Кобдо и провёл там несколько месяцев. Из Кобдо он уехал обратно в Улясутай и затем в Ургу, где был арестован второй раз и снова выслан в Кяхту. В течение ряда последующих лет он на время отошёл от политической деятельности и часто путешествовал в Цайдам и Северо-Восточный Тибет.
Участие в российской экспедиции в Тибет
В 1900 году Дамбиджалцан, в то время известный как Шераб-лама, выступил проводником экспедиции П. К. Козлова в провинцию Кам в Тибете. Экспедиция, вёзшая подарки от Николая II к Далай-ламе XIII, была, однако, остановлена тибетскими властями, и Дамбиджалцан, якобы, был уполномочен П.К.Козловым прибыть для переговоров с тибетским правительством в Лхасу. Затем Дамбиджалцан отбыл в Карашар в Китайском Туркестане, где остановился у местного князя торгутов. Из Карашара он прошёл в Кобдо и Ургу, откуда, впрочем, был снова отправлен на поиски экспедиции.
Борьба за независимость Монголии
В конце XIX — начале XX века империя Цин начала усилила китайскую колонизацию монгольской территории, добиваясь превращения Монголии в китайскую провинцию и ликвидации автономии страны. Как результат, уже в годы Русско-японской войны во Внутренней Монголии начали действовать партизанские отряды. В 1910 году Дамбиджалцан вновь появился в Карашаре. За короткое время ему удалось собрать вокруг себя около 5 тыс. монголов, дербетов, торгутов и урянхайских сойотов.
Синьхайская буржуазная революция 1911 года, приведшая к развалу маньчжурской империи Цин и образованию Китайской республики, послужила мощным толчком к подъему национально-освободительного движения в Монголии, где власть цинской администрации сразу же оказалась в кризисе. Монголию активно поддерживали Тибет и Российская империя.