В башкирском фольклоре (песни, легенды) пользуется не меньшей популярностью, чем Салават Юлаев.
Предыстория
Башкиры были одним из немногих зауральских народов России, добровольно вошедших в состав Московского государства. Иван Грозный особым указом подтвердил их «вольность» и владение землей, а также клятвенно обязался не принуждать башкир к переходу в христианство. До смерти царя, эти условия выполнялись неукоснительно, но далее московская власть, на словах придерживаясь договора, на деле постепенно стала все больше отступать от него , способствуя колонизации Зауралья, основанию русских городов и крепостей, обложению налогом коренного населения.
Собственно глухое волнение среди казахов и башкир началось с момента, когда Кириллов, губернатор этого края, хорошо знакомый с настроениями казахов и башкир, составил проект о строительстве крепости (будущего Оренбурга) на месте впадения реки Ори в Яик. Императрица Анна Иоановна проект утвердила, дав будущему городу имя Орск, и работы были немедленно начаты. Башкиры не без основания усмотрели в строительстве новой крепости попытку поставить их под прямой контроль Москвы. Нарастающему возмущению нужен был вожак, который появился в лице Карасакала…
Появление
До нынешнего времени неизвестно, откуда он появился на самом деле. Современники описывали его как человека лет 30-35, ревностного мусульманина и глубокого знатока и толкователя Корана, отлично владеющего множеством восточных наречий, включая арабский язык.
Один из современников описывал его так:
…ростом велик, лицом и бородою черен, нос поперек перешиблен, в руке одного перста мизинца нет.
Согласно российскому историку Петру Рычкову, возглавившему позднее борьбу против Карасакала
…говорил умно, увлекательно и доказательно, жизнь вел безукоризненную, был религиозен до фанатизма. Все это давало Карасакалу право на общее уважение.
О себе самозванец рассказывал, что зовут его на самом деле Шуно, (а имя Карасакал, точнее — Карасахал, как называли его в тогдашних русских документах), он выбрал, как понятное для местных народов. По собственным словам, он был сыном джунгарского хана, лишившимся престола из-за интриг своего брата Галдан-цэрэна. В казахских степях Карасакал появился, чтобы просить военной помощи против брата, в награду же обещался ввести ислам в Джунгарском ханстве (традиционно этот монгольский по происхождению народ исповедовал буддизм). На первом этапе своей деятельности, Карасакал не добился особых успехов, несмотря на сочувствие его идеям, казахи не решались начать войну с сильным джунгарским ханством.
В это время, весть о сыне хана, пытающемся отстоять свои «законные» права, доходит до башкир, и среди них появляется влиятельная партия, готовая пригласить Карасакала возглавить начавшееся возмущение против Москвы. Карасакал принял предложение, и в том же 1735 году начал проводить политику набегов на русские поселения в Челябинском, Верхнеуральском, Троицким и части Орского, уездов, то есть на левом берегу Урала, ближе к казахским степям, куда можно было скрыться в случае опасности.
На первом этапе, ему сопутствовала удача, однако, едва новости дошли до московского правительства, Анна Иоанновна предписала Кирилову форсировать строительство крепости, что и было исполнено в том же 1735 году. В то же время против Карасакала было направлено войско под командованием казанского губернатора Мусина-Пушкина.
Противостоять многочисленному крепостному гарнизону Карасакал не мог, однако, у города имелась своя ахиллесова пята — он был на 500 верст отдален от остальных русских поселений, и Карасакал принял все меры, чтобы отрезать Оренбург от подвоза боеприпасов и провианта, постоянно разбивая подходившие обозы, и вел партизанскую войну, стараясь нападать на небольшие русские отряды, и скрываться в степи, отрываясь от погони.
У него масса потомков в Казахстане и по всему миру. Младший (киши)жуз.