В 1962 году Лев Кулиджанов был одним из соавторов сценария циркового представления «Карнавал на Кубе», поставленном в в Московском цирке на Цветном бульваре.. Мало кто знает, что в период с 1962 по 1963 год он снимал киносюжеты для сатирического киножурнала «Фитиль» (главный редактор С. В. Михалков).
Во главе Союза кинематографистов
Творческая деятельность Л. А. Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочеталась с большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии в Госкино СССР. В 1964 году стал председателем Оргкомитета СК СССР. В 1965 году на 1-м съезде кинематографистов был избран первым секретарем Правления СК СССР и проработал на этом посту до 1986 года.
Разумеется, можно было его упрекнуть за то, что он недостаточно энергично заступался за своих коллег, впавших в немилость. Хотя бы за того же С. И. Параджанова, за время кулиджановского секретарства дважды отсидевшего срок. По контрасту с буйным темпераментом предыдущего главы киносоюза Ивана Пырьева тихого Кулиджанова называли «спящим Львом».
Ему достались самые тяжелые годы руководства союзом, когда он действительно мог сделать очень немногое для К. Г. Муратовой, А. А. Тарковского, А. Ю. Германа или других, не вписывавшихся в истеблишмент. Но то, что мог, он делал, а симулировать активность было не в его стиле, и уж во всяком случае, он никогда не обещал того, чего не мог выполнить. В памяти коллег он остался не только как режиссёр, но и как добрый ангел кинематографистов — тихо помогавший делом и советом, спасавший фильмы, сохранивший архив С. М. Эйзенштейна. Именно Кулиджанову обязан своим появлением Музей кино, благодаря его усилиям возник Киноцентр.
Последние годы
В 1986 году после 5-го, «революционного», съезда СК СССР, на котором его смещение с занимаемого им в течение 21 года поста первого секретаря Правления получило широкую огласку, вышел из состава СК СССР. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи «XX век», которая была осуществлена лишь частично. Преподавал во ВГИКе.
Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют для режиссёра возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи.
Лев Кулиджанов принадлежал к первому поколению, которое пришло в кинематограф после Великой Отечественной войны. Его фильмы «Дом, в котором я живу» (1957), «Отчий дом» (1959), «Когда деревья были большими» (1961), «Преступление и наказание» (1969) стали классикой советского кинематографа.
Он был одним из первых «шестидесятников», представителем «новой волны» в советском кинематографе, одним из самых гуманных, достойных режиссёров старой школы и стойких руководителей Союза кинематографистов СССР.
Лев Александрович Кулиджанов жил и работал в Москве. Скончался 18 февраля 2002 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Семья
Супруга — Фокина Наталья Анатольевна, кинодраматург, доцент кафедры кинодраматургии ВГИКа.
Дети: Кулиджанов Александр Львович (род. 1950), кинооператор; Кулиджанов Сергей Львович (род. 1957), кандидат исторических наук.
Государственные награды
народный артист РСФСР (1969)
народный артист СССР (1976)
Герой Социалистического Труда (1984).
два ордена Ленина
орден Трудового Красного Знамени
ордена Венгрии и Болгарии.
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999) за выдающийся вклад в развитие киноискусства и в связи с 75-и летием.