Поделиться:

О знаменитости

Лян Шумин: биография


Можно выделить три произведения Лян Шумина, где наиболее полно изложены постулаты его типологии культур — «Культуры Востока и Запада и их философии» (1921), «Основы китайской культуры» (1949) и «Сознание и жизнь» (1984 — во всех трёх случаях указаны даты публикации, а не написания).

В философии Лян Шумина история рассматривается как последовательная смена преобладания трёх культур с разными доминантами. Формирование этих доминант обусловлено выбранным в данной традиции основным объектом человеческого познания (для Запада, в частности, это закономерности «вещей и событий», для Китая — закономерности «эмоций»). По мнению Лян Шумина, для западноевропейской культуры наиболее важным было интеллектуальное постижение закономерностей материального мира и покорение природы, китайская культура опиралась в своём развитии на разум (в терминах европейской философии это понятие ближе, скорее, к нравственной интуиции или практическому разуму). Главным стремлением в рамках индийской культуры был поиск неподвижной изначальной основы бытия.

Почти всю свою жизнь Лян Шумин был ревностным апологетом конфуцианства (в XX столетии оно действительно нуждалось в защите, начиная со времён движения за новую культуру). Это вполне сочеталось с его патриотическими устремлениями. Самостоятельную ценность китайской культуры и её особую историческую миссию, по Лян Шумину, следует искать через сопоставление культур Китая и стран Западной Европы.

Его историософия построена на основе трёхчленной прогрессистской модели истории. Первый период истории — период господства западной культуры, решающей вопросы преодоления внешней среды и способной только к механическому регулированию жизни общества. Именно она породила науку и демократию. Следующий период истории, по Лян Шумину, должен был начаться/начался в XX веке. К этому времени западная культура, как он полагал, исчерпала себя, и перед человечеством встал следующий вопрос, о том, как добиться преодоления внутреннего личностного и социального хаоса, а также согласованного взаимодействия общества и природы. В связи с этим он предсказывал наступление длительного периода природной и социальной гармонии, соотнесённого с распространением влияния китайской культуры. Последним периодом истории, по Лян Шумину, будет время господство индийской культуры, обращённой к постижению основ жизни. Исторический процесс должен завершиться уходом человечества в нирвану (здесь Лян Шумин повторяет Чжан Тайяня).

«Жизнь» (шэнмин, шэнхо) была базовым понятием культурологической концепции Лян Шумина на всем протяжении её эволюции. С самого начала для него и в философии, и в реальности была важной позиция человека по отношению к жизни. Человеческая жизнь в его философии, кроме того, — важная онтологическая категория.

На взгляды Лян Шумина повлияла философия школы вэйши, на основе которой он строил свою теорию познания. В соответствии с этим учением внешний мир и само «я» являлись вторичным порождением сознания, с чем Лян Шумин был согласен. Первоначально он пользовался заметной частью терминологического аппарата вэйши, но впоследствии выработал ряд замещающих понятий. В основе мироздания, согласно концепции, изложенной в «Культурах Востока и Запада и их философиях», лежит воля. Воля представляет собой некоторую силу — субъективное сознание, находящееся в непрерывном движении. Её инструменты — это семь чувственных сознаний. Если продолжать употребление терминов вэйши, сама воля оказывается близка к восьмому сознанию — алаявиджняне. Воля в своем движении стремится к удовлетворению, которое возможно далеко не всегда. Воля как субъект имеет две стороны: это «сложившееся я» (дух, сознание) и «нынешнее я». Для стремящегося вперед «нынешнего я» «сложившееся я», оно же — доступный нашим чувствам материальный мир, предстает как препятствие, которое необходимо преодолеть. Борьба ведется не только с материальным миром (тогда победа возможна), но и в заведомо безнадежных случаях — с другими сознаниями, а также с законами причинности. (Есть исключения: человек свободен от вечной борьбы, когда он занят эстетической деятельностью или литературным творчеством, например).

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Джон Локк Джон Локк

английский философ и педагог

Фридрих Шеллинг Фридрих Шеллинг

немецкий философ, представитель идеализма

Уильям Оккам Уильям Оккам

английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века

Аристотель Аристотель

древнегреческий ученый и философ

Георг Гегель Георг Гегель

философ, один из создателей немецкой классической философии

Маркс, Карл Маркс, Карл

основоположник марксизма, автор «Капитала»

Джордано (Филиппо) Бруно Джордано (Филиппо) Бруно

итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ)

философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора