Поделиться:

О знаменитости

Лян Шумин: биография


Процесс борьбы — это и есть жизнь, но в узком смысле слова. В широком смысле слова жизнь представляет собой безличную длительность событий, а точнее — длительность их образов. Вселенная постоянна, поскольку смена образов непрерывна. Таким образом, космос построен на жизни. То, что на раннем этапе своего творчества Лян Шумин называл жизнью «в широком смысле слова», можно было назвать и движением, и сменой образов. «В узком смысле слова» понятие жизни как удовлетворения или неудовлетворения воли также служило для определения культуры и выведения его на онтологический уровень: культура есть способ жизни народа, а жизнь… и пр. Однако выдвинутая Лян Шумином в это же время концепция внутренней жизни не вполне согласуется с вышеупомянутыми определениями. По его мнению, человек должен прислушиваться к своей внутренней жизни, для чего он и одарен интуицией; «наша внутренняя жизнь сообщается с внешним миром только через окно интуиции». Здесь и коренится одно из важнейших различий западной и восточной философии: первая стремится лишь к знанию, а восточная — к жизни. Эта концепция впоследствии стала важным элементом его интерпретации жизни как таковой.

В «Культурах Востока и Запада…» Лян Шумин дает трёхчленную общую схему мироздания: в основе всего лежит пустота, «таковость», истинная суть — здесь нет жизни; затем располагается сфера длительности образов и субъективной борьбы — сфера жизни; и на периферии — внешний материальный мир. Намек на возможное дальнейшее развитие философской мысли Лян Шумина можно увидеть в том, что он говорит о китайской философии: она посвящена внутренней жизни и говорит не о бытии, а об изменении. Он всегда заявлял: надо следовать той истине, которую ты сейчас понял, и претворять её в жизнь. Незадолго до написания «Культур Востока и Запада…» он оставил религиозный буддизм и обратился к конфуцианскому мировоззрению. На своем дальнейшем пути к конфуцианству он стал заниматься теми вопросами, которым и была посвящена, по его мнению, вся китайская и особенно конфуцианская философия — проблемам взаимодействия людей, нравственной интуиции и мира в его метаморфозах.

В книге «Основы китайской культуры» Лян Шумин практически не говорит о первом уровне трёхчленной модели, приведённой в «Культурах…». Здесь его прежде всего интересует мировой эволюционный процесс как проявление вечного движения космической жизни. Трактовка [эволюция|эволюции] в этой работе несет явные следы концепции «творческой эволюции» в философии [Бергсон|Бергсона]. «Основы…» посвящены чисто культурологическим вопросам, но Лян Шумин естественно вписывает их в более широкое проблемное поле: он начинает с того, что эволюция человеческого общества идет в русле эволюции всего живого. Мало того, на данный момент человек — это вершина эволюции. Инстинкт — вчерашний день, сейчас он не столько является элементом движения жизни, сколько препятствует её новому проявлению — лисин ??, разуму (но не разуму в обычном понимании, а, скорее, практическому разуму или нравственной интуиции). Инстинкт и тело — инструменты жизни, но они мешают её дальнейшему развитию, заключают её в тюрьму, — а разум в человеке освобождает жизнь. Современная наука видит лишь тень жизни; интеллект, таким образом, будучи приспособлен лишь для познания материального мира, тоже не может дать настоящей связи с жизнью; такое познание изначально спокойно. Жизнь же не спокойна, и для её познания нужно довериться самому человеку, его внутренней жизни (хотя жизнь и не может проявлять свое действие постоянно; ей мешают излишнее возбуждение и лень). Узнав же истину, которую сообщает разум (он же — «небесный принцип», тянь ли ??), человек должен непрерывно и сознательно осуществлять её. Каким образом это повлияет на ход эволюции или отразится на самой жизни? Лян Шумин утверждал, что человеческая жизнь единотелесна с вещами. Субстанциальное единство вечно изменяющегося живого мира осуществляется посредством жизни, наполняющей его.

Жизнь в живом существе постепенно и постоянно идет к превосхождению [материя|материи]. Чем выше порядок живого существа, тем сильнее в нём жизнь, тем дальше оно от материи. Сейчас высшим проявлением человеческой жизни является нравственность, так как она основана на лисин. Жизнь проявляется в живых существах, без них увидеть её было бы невозможно, однако нет во всей вселенной места, где не было бы жизни. Однако человеку проще ощутить себя одним с миром, тогда как прочие живые существа не имеют такого «окна» разума. Жизнь человека связана с этикой, дружескими отношениями — с долгом. Отсюда конфуцианство и извлекло приоритет морали и обрядов.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Джон Локк Джон Локк

английский философ и педагог

Фридрих Шеллинг Фридрих Шеллинг

немецкий философ, представитель идеализма

Уильям Оккам Уильям Оккам

английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века

Аристотель Аристотель

древнегреческий ученый и философ

Георг Гегель Георг Гегель

философ, один из создателей немецкой классической философии

Маркс, Карл Маркс, Карл

основоположник марксизма, автор «Капитала»

Джордано (Филиппо) Бруно Джордано (Филиппо) Бруно

итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ)

философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора