Поделиться:

О знаменитости

Нардо ди Чоне: биография


Средних размеров триптих-складень из Национальной галереи, Вашингтон, (ок. 1360 г.; 76х66,4 см) предназначался не для храмов, но для совершения молитвы в частных апартаментах. Такие небольшие домашние алтари выполнялись художниками на заказ, либо выпускались мастерской как некий стандартный товар, который можно было приобрести на выбор прямо со склада. Художник изобразил на нём Мадонну с младенцем, св. апостола Петра и Иоанна Богослова. Красочная поверхность этого алтаря прекрасно сохранилась благодаря тому, что его внутренность была закрыта створками.

Особое место в творчестве Нардо отводится превосходной сцене Распятия из Галереи Уффици, Флоренция, которую он выполнил в свой ранний период, около 1350 года. Её размеры 145х71 см. Американский учёный Ричард Оффнер высказал предположение, что ранее эта картина была центральной частью какого-то табернакля. «Распятие» написано в соответствии со сложившимися правилами — кровь распятого Христа ангелы собирают в чаши, в нижней части смерть Иисуса оплакивают Мария, Мария Магдалина и любимый ученик Иоанн. У основания креста лежит череп Адама, напоминая, что Христос принял смерть на кресте во искупление людских грехов. Сцене присуща тонкая композиционная уравновешенность, а фигура Магдалины, обхватившая руками крест, полна не джоттовской, но готической грации. В нижней части расположена небольшая пределла с полуфигурами святых Иеронима, Якова-младшего, Павла, Якова-старшего и Петра-мученика. Другое, менее удачное «Распятие со скорбящими Мадонной и Иоанном» (106х48,5 см) хранится в Окружном музее Милана.

Исследователями отмечается изящество, присущее «Мадонне с младенцем» из Миннеаполиса (Институт искусств; разм. 82,5х33,3 см; датируется 1350-60 гг). Высокая, вытянутая фигура Мадонны стоящей на роскошном ковре, одетая в искусно задрапированный синий плащ с элегантными складками, близка к образцам северной готики и одновременно по-итальянски лирична. Возможно, ранее эта картина была центральной панелью небольшого алтаря. Исследователями неоднократно отмечалась тщательность наложения красок художником. Он использовал мягкие, полупрозрачные тона, которые накладывал в несколько слоёв; использование розоватых пигментов для губ и щёк его мадонн оживляло их образ. Кропотливо выполненные сграффито (на золотую подоснову наносилась краска, а потом процарапывался узор) и тщательный узорчатый накат по золоту помогли его произведениям хорошо сохраниться. По этим причинам ряд экспертов считает Нардо лучшим среди мастеров Треченто.

Другая «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» из Музея Бруклина, Нью-Йорк, гораздо больше по размеру (196,9х100,3 см). Произведение датируют серединой 1350х годов; на нём художник изобразил Мадонну с младенцем, держащим в руке щегла — символ Страстей Христовых. Вокруг них расположились: слева — святые Зиновий Флорентийский и Иоанн Креститель, справа — святая Репарата и Иоанн Богослов. Святая Репарата и Зиновий Флорентийский являются покровителями Флоренции; кроме того, святая Репарата была титульной святой Флорентийского собора, в котором хранятся реликвии св. Зиновия. На основании этого исследователи предполагают, что ранее эта большая икона украшала одну из колонн внутри Флорентийского собора.

Нардо ди Чоне приписывают также некоторые отдельные панели с изображением святых. Две картины из Старой пинакотеки, Мюнхен вероятно составляли диптих; на одной из них можно видеть святых Антония, Амврозия, Иоанна Крестителя, Павла и Екатерину; на другой — святых Петра, Юлиана, Стефана и неизвестного святого епископа. Другая разновидность — это отдельные панели, которые ранее составляли более сложные алтарные конструкции, как например «Иоанн Богослов» из музея Линденау, Альтенбург, или"Св. Пётр" из Художественной галереи Йельского Университета (ок.1355-60гг; 99,4х40см); ранее «Св. Пётр» был частью большого триптиха, который Нардо написал вместе с братом Андреа — в той же галерее хранится парная «Св. Петру» картина с изображением «Иоанна Крестителя», написанная Андреа Орканьей. Наряду с такими работами есть произведения, в отношении которых у исследователей нет определенного мнения; их считают либо совместной работой Нардо и Андреа, либо продуктом «мастерской Чоне». К таким относится, например, «Распятие и шесть святых» из Музея Метрополитен, Нью-Йорк, и «Распятие» из музея Ашмолеан.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора