Поделиться:

О знаменитости

Нардо ди Чоне: биография


Ещё большее впечатление производит композиция «Рай», расположенная на южной стене. Она носит характер того же иератического церемониала что и в «блаженном граде» у Данте (Рай, песнь XXXII). В композиции фрески художник стремится соединить Божественный Престол и Небесный Град, стараясь, однако, избегать однообразия и схематичности. Трудно сказать, насколько выполнима такая задача — ряды святых стоят ровными, словно разлинованными колоннами, регулярность которых нарушена только внизу центральной части, где можно видеть супружескую чету рядом с Архангелом Михаилом. Многие исследователи (в частности, Оффнер, 1960; Джайлз, 1977; Питтс, 1982; Крейтенберг, 2000) считают, что это портреты заказчиков капеллы, хотя их расположение здесь выглядит несколько странным для того времени.

Раю противопоставлена зловещая панорама Ада. Изображение ада во флорентийской живописи имело особый характер, поскольку находилось под неоспоримым влиянием «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ад, воспетый выдающимся поэтом, оказывал сильное влияние на воображение художников (с другой стороны, некоторые авторы считают, что сам Данте написал поэму под впечатлением от фрески с изображением Страшного суда, созданной ок. 1300 года Пьетро Каваллини). До того, как Нардо ди Чоне написал фреску в капелле Строцци, ад изображал Джотто (капелла Святой Магдалины в Барджелло), Буонамико Буффальмакко (Кампосанто в Пизе) и Андреа ди Чоне (Орканья) в церкви Санта Кроче (фрагменты — в Музее Санта Кроче).

Нардо изобразил ад в виде продольного среза гигантской трубы; сверху вниз к самому центру ада спускаются шесть кругов. Круги поделены на сектора, в которых показаны разные наказания, которым подвергаются грешники. Исследователи отмечают, что такая структура изображения ада является прямым визуальным переложением текста Данте. Однако, несмотря на тесное взаимодействие с текстом «Божественной комедии» Нардо не ставит себе задачу с дословной точностью воспроизвести текст. Он не стал изображать воронку, по которой постепенно спускаются вниз Данте и Вергилий.

Фреска сильно утратила красочный слой, поэтому разглядывание деталей композиции крайне затруднено. В левой части первого регистра находится преддверие ада, где изображены грешники, готовящиеся к переправе (Божественная комедия, песнь III). Дальше идёт первый круг, «Лимбо» — замок, «семь раз обвитый стройными стенами». Это удел тех, кто не знал Бога («Ад», песнь IV). Слева — второй круг ада. Души грешников стекаются к нему, и получают разные наказания («Ад», песнь V). Дальше в третьем круге (справа) можно видеть ужасного цербера (под ним надпись — CERBERO), мучающего души («Ад», песнь VI). В третьем регистре художник изобразил четвёртый круг ада. Здесь обречены на вечные муки скупцы и расточители, охраняемые Плутосом: "Их множество казалось бесконечным; два сонмища шагали рать на рать, толкая грудью грузы с воплем вечным; потом они сшибались и опять с трудом брели назад, крича друг другу: «Чего копить?» или «Чего швырять?» («Ад», песнь VII). Далее направо расположился пятый круг, где в Стиксе томятся души гневливых, вспыльчивых грешников («Ад», песнь VII и VIII). В четвёртом регистре изображена обширная внутренняя стена, проходящая между верхними и нижними кругами Ада — город Дит. Его охраняют демоны и фурии, а за его стенами и башнями открывается горящий вечным пламенем нижний ад («Ад», песнь VIII и IX). Под ним изображена панорама шестого круга Ада — объятая огнём земля и горящие саркофаги ересиархов («Ад», песнь IX—X). В пятом регистре расположился седьмой круг, где терпят мучения насильники, за которыми следят Кентавры. Слева — лес из самоубийц и расточителей, охраняемых гарпиями («Ад», песнь XIII), а с правой стороны — охраняемое Герионом место вечных мучений богохульников, содомитов и ростовщиков. Здесь постоянно идёт огненный дождь («Ад», песнь XIV—XVII). В шестом регистре размещены восьмой и девятый круги ада. Художник, в соответствии с названием этого места в преисподней («злые щели»), делит картинную плоскость несколькими спускающимися траншеями, превращая эту часть композиции в сложную разветвлённую систему. Это место вечных мучений колдунов, чародеев, взяточников, лжецов, а в центре, между «злыми щелями», находится последний, девятый круг Ада, который стерегут Нимврод, Антей, и Эфиальт («Ад», песнь XXXI). Именно здесь находится трёхликий Люцифер. «Страдающий всех хуже» — Иуда, затем Брут и Кассий. Такая картина ада описана у Данте. Живопись капеллы Строцци придаёт ей монументальный размах и наглядный характер, когда одним взглядом можно охватить разверзающуюся пропасть адских мучений.

Известно, что состоявшийся в церкви Санта Мария Новелла Поместный собор (1335г) всё ещё запрещал представителям доминиканского ордена чтение произведений Данте, написанных на итальянском языке. После того, как Нардо ди Чоне приступил к росписи капеллы, это вето с «Божественной комедии» по всей вероятности официально было снято, и разработка живописной программы была также открыто санкционирована (в этом мог принимать участие Якопо Пассаванти или Фра Пьетро Строцци). Вопрос о том, кому принадлежит инициатива живописного переложения поэмы Данте остаётся открытым. Вазари (1568г) об этом не упоминает. В современной искусствоведческой литературе существует мнение, что Нардо ди Чоне мог действовать и вопреки воле заказчика.

Библиография

  • Прокопп, М. Итальянская живопись XIV века. Будапешт, 1988.
  • Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии 1280—1400. М. 2003.
  • Antal, Frederick. Florentine Painting and Its Social Background: The Bourgeois Republic before Cosimo de’Medici’s Advent to Power—XIV and Early XV Centuries. London: K.Paul, 1948.
  • Meiss, Millard. Painting in Florence and Siena after the Black Death. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1951.
  • Offner, Richard. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting, Section 4, Vol. 2, Nardo di Cione. New York: College of Fine Arts, New York University, 1960.
  • Giles, Kathleen Alden, The Strozzi Chapel in Santa Maria Novella: Florentine Painting and Patronage 1340—1355. Diss. New York University 1977.
  • Pitts, Frances Lee. «Nardo di Cione and the Strozzi Chapel Frescoes: Iconographic Problems in Mid-Trecento Florentine Painting.» Dissertation, University of California, Berkeley, 1982.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора