Поделиться:

О знаменитости

Нардо ди Чоне: биография


Среди «Мадонн», созданных Нардо, можно упомянуть «Мадонну с младенцем» из Художественного музея Милуоки, Висконсин (ок. 1350 г.) и великолепную «Мадонну дель парто» (1355-60гг, Фьезоле, музей Бандини). «Мадонна дель парто» означает «Мадонна рожениц»; в рамках этого иконографического типа Мадонна изображалась беременной (об этом свидетельствуют её пышные формы в области талии), и служила молельным образом для забеременевших женщин, жаждавших благополучно выносить и родить ребёнка.

Фрески капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла

Фрески капеллы Строцци — самое крупное и самое философски-глубокое произведение Нардо ди Чоне дошедшее до наших дней. Точная дата постройки этой капеллы неизвестна. Церковь Санта Мария Новелла начали строить в 1246 году, и завершили в начале XIV века, так что разные её части имеют разные даты завершения работ. Мнения исследователей разделились, часть из них говорит о ранней датировке строительства капеллы, другая о более поздней дате и связывает работы по её возведению с именами сыновей скончавшегося в 1316 году Россо ди Герио Строцци — Убертино, Строцца, Джакомо и Марко. Семейство Строцци, наряду с Барди и Перуцци, было одним из самых могущественных кланов Флоренции, нажившим свой капитал на торговле и банковских операциях.

Время создания росписей капеллы из старых источников также не известно. Известно лишь, что между 1354 и 1357 годами Андреа ди Чоне по прозвищу Орканья исполнил для этой капеллы алтарь, который был ему заказан Томмазо ди Росселло Строцци. Одновременно с этим алтарём могли появиться и фрески капеллы, однако в данном случае неясно, был ли заказчиком росписей всё тот же Томмазо или его двоюродный брат Якопо ди Строцца Строцци, или как один из вариантов — его дядя Фра Пьетро Строцци. Исполнителями фресок старые авторы называли Андреа ди Чоне (Билли; 1516—1520гг), его брата Нардо (Гиберти; 1447г), а также упоминается об их совместной работе (Вазари; 1550 и 1568 гг.). Все современные исследователи считают фрески произведением Нардо ди Чоне. Вместе с Нардо над росписями капеллы, вероятно, работал его сын Джованни, кисти которого исследователи приписывают изображения отцов церкви на арке входа и живопись на своде.

Живопись трёх стен капеллы представляет собой, по сути, огромный триптих, в котором левая и правая стены расписаны картинами Рая и Ада, и главная, алтарная стена сценой Страшного суда. Основной достопримечательностью капеллы является с поразительной достоверностью переданное изображение зловещего ада, воспетого Данте, из-за которого, согласно Гиберти (XVв) она получает другое своё название — «капелла ада». Фрески в своё время сильно пострадали от пожара и много раз переписывались. Особенно пострадали «Рай» и «Ад», а лучше всего сохранились «Страшный суд» и живопись свода. Части свода украшены четырьмя медальонами, в которых между персонификациями Главных и Теологических добродетелей располагается Фома Аквинский на троне. В оконном проёме находятся фигуры Мадонны и Фомы Аквинского, на входной арке — святые отцы церкви, а также св. Доминик и Пётр.

На центральной стене помещается сцена «Страшного суда». Её живописное пространство сильно нарушено большим окном. Сверху на облаке виднеется полуфигура Христа, правой рукой он благословляет праведников, левой указует на грешников (именно в их сторону направлен его взгляд). Перед Христом симметрично расположились ангелы, возвещающие о начале страшного суда. Ниже, как заступники за род человеческий, изображены Мадонна и Иоанн Предтеча. К Христу устремлены лики сидящих ещё ниже двенадцати апостолов. В самом нижнем ярусе показано всеобщее воскресение, мёртвые только начинают покидать свои зияющие тёмные могилы. Слева от окна находится сторона праведников, справа — грешников. Несмотря на напряжённый, эмоциональный пафос сцене присуща твёрдая композиционная упорядоченность. Средством передачи напряжения момента является выразительная мимика и жестикуляция персонажей. Изображены люди всех возрастов и званий, вместе с ними мастер стремится передать весь возможный спектр чувств и страданий. Исследователи обращают внимание на крайне разнообразную, подчас экзотическую одежду персонажей, особенно костюмы язычников и чернокнижников. Среди изображённых праведников специалисты достаточно легко определили целый ряд библейских и исторических фигур. В самом верхнем ряду слева направо — Моисей с двумя скрижалями, Ной с моделью ковчега в руке, Исаак (с барашком), далее его родители — Сара и Авраам. Ниже слева направо можно видеть Петрарку (в чёрном), Боккаччо (анфас), Данте (в белом) и профессора Пьетро Строцци (ум. 1353 г.), которому некоторые исследователи приписывают участие в составлении иконографической программы росписей. Разобраться с грешниками гораздо труднее, так как не существует устоявшейся иконографии конкретных грешников (как нет, и не могло быть, их икон). Изображённые художником лица настолько индивидуальны, что у исследователей не остаётся сомнений в том, что это реальные исторические персонажи или жившие в ту эпоху люди.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора