Михаил Александрович Новосёлов: биография
Деятельность при советской власти
В 1918 году входил в состав отдела о духовно-учебных заведениях Поместного собора Русской православной церкви 1917—1918 годов. В 1918 году был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы. Предоставил свою квартиру для занятий созданных весной 1918 года по благословению Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах.
В 1922 году был членом Братства ревнителей Православия. Против него 11 июля 1922 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации, в ночь на 12 июля того же года в его квартире был произведён обыск. Сам Михаил Новосёлов в это время находился в Оптиной пустыни, поэтому ему удалось избежать ареста. Был арестован 12 августа 1922 года и до 19 марта 1923 года находился под арестом. Дело против него было прекращено в связи с тем, что при обыске не было найдено ничего компрометирующего (был изъят лишь орден Святого Станислава). После этого уехал в Вышний Волочёк, где и поселился, жил на нелегальном положении.
В 1922—1927 годах написал своё основное сочинение — «Письма к друзьям», посвящённые актуальным вопросам церковной жизни. В нём он резко критиковал обновленческое движение, рассуждал о причинах гонений на церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах церкви и мира (значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям), анализировал различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая безусловное предпочтение первому. Принадлежал к традиции мистического богословия. В 1970—1980-е годы отдельные «Письма к друзьям», ранее распространявшиеся в самиздате, были опубликованы в зарубежном «Вестнике РХД» и в нелегально издававшемся альманахе «Надежда» (1984).
Был видным деятелем «иосифлянского» движения, сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс.
Тюремное заключение
В марте 1929 года был арестован в Москве как «руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий своеобразные циркуляры идеологического антисоветского характера с призывом к „мученичеству“». 23 мая 1929 года был приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал наказание в Суздальском политизоляторе.
В 1930 году был перевезён в Москву, находился в Бутырской тюрьме, проходил по делу Всесоюзного Центра «Истинное Православие», обвинён в том, что играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства, оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому). 3 сентября 1931 года приговорён к 8 годам лишения свободы, срок заключения отбывал в Ярославском политизоляторе. Существует информация, что, находясь в изоляторе, Новосёлов обратил в православие одного из заключённых, турка Ахмета Ихсана. По воспоминаниям Ихсана, Новосёлов пользовался уважением узников, которые называли его аввой и богословом (хотя сам он возражал против того, чтобы его именовали богословом).
7 февраля 1937 года получил очередной тюремный срок, был приговорён к трём годам заключения, 29 июня 1937 года был перевезён в Вологодскую тюрьму.
Мученическая кончина и канонизация
В Вологде против него было возбуждено уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и [за продолжение] борьбы в условиях тюрьмы». 17 января 1938 года приговорён к расстрелу постановлением Вологодского УНКВД; в тот же день расстрелян.
Михаил Новосёлов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Монах и епископ?
Существует версия, что в 1920 году Михаил Новосёлов был пострижен в монашество с именем Марк, а в 1923 году тайно хиротонисан во епископа Сергиевского: архиепископом Феодором (Поздеевским), епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским). Однако она документально не подтверждена и официально не принята церковью, Архиерейский собор которой канонизировал Михаила Новосёлова как мирянина. То же относится и к участию Новосёлова в так называемом «кочующем соборе», объективные доказательства проведения которого отсутствуют (все данные о соборе основаны на информации Амвросия (Сиверса)).
Труды
- Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.
- Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). М., 1912.
- Беседы о жизни. М., 1913.
- Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. М., 1912.
- Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912.
- За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? М., 1913.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт