О знаменитости
Заид Меликович Оруджев: биография
В противоположность большинству попыток решить данную проблему на основе «чистого натурализма», а именно — на основе биологических методов, Оруджев считает, что проблема перехода от животной природы к качественно иной — человеческой может быть решена лишь философией, опирающейся на результаты, полученные не только биологией, но и психологией, лингвистикой, социологией и другими науками. Проблема должна быть поставлена с учетом соответствующих промежуточных звеньев, которые не учитываются отдельно взятыми науками. Оруджев считает, что теория Дарвина до сих пор (уже, примерно, 150 лет спустя после работы «Происхождение человека и половой отбор», 1871 г.) не может доказать естественное происхождение человека в собственном смысле потому, что не отходит от «чистого биологизма» в понимании природы человека.
Натуралистическая концепция человека, которая до сих пор не может осуществить строго логический переход от животного к собственно человеку и иногда полагает, что дело в отсутствии «недостающего звена», которое еще не найдено, ошибается в следующем. На самом деле существует «решающее звено», которого она не ищет вообще. Она не учитывает наличия способности человека к априорному мышлению, наличие которой у последнего доказала немецкая классическая философия в лице И.Канта, исходившего из того, что именно человек может мыслить априорно, так как обладает разумом. Кант не был знаком с открытием Ч.Дарвина и поэтому не имел дела с проблемой превращения животного, апостериорного мышления — в собственно человеческое, априорное. Вопрос об априоризме в свое время был поставлен Платоном с его понятием «припоминания», позже Лейбницем — с его понятием «врожденных идей». Но сам Ч.Дарвин, будучи англичанином XIX в., стоял на позициях сенсуализма, абсолютизируя чувственный опыт и рассматривая способность к абстрагированию как достаточную способность для человеческого разума.
Оруджев логически объясняет возникновение априорной способности человека на основе введенного им понятия «накопленное прошлое» (включающего в свою структуру: 1. хаотическую часть; 2. организованную, то есть упорядоченную; и, наконец, 3. способ мышления соответствующего времени (исторической эпохи, например), который упорядочивает, «организует» «накопленное прошлое») и выводит из этого возможность нового опыта, логики, формирования способов мышления эпох. В основе всех этих способностей человека лежит, конечно, способность творчества, упорядочения, или, как писал Ф.Ницше, «организации хаоса». «Накопленное прошлое», или «третий мир», не бессубъектный, как у К.Поппера, человек постоянно «носит с собой», как Биант, и взаимодействует с ним, «организуя» его.
Но как возникает само «накопленное прошлое»? Из возможностей словесного языка, который дан предку человека как инстинкт. Уже у самого Ч.Дарвина было предположение, что язык дан человеку как инстинкт. В то время эта идея принадлежала целому ряду ученых, но сегодня она в убедительной форме обоснована современными лингвистами, особенно Н.Хомским и С.Пинкером, которые выдвинули в качестве главного тезис о том, что язык обладает свойством будить творческие способности человека. С.Пинкер обращает внимание на идею Н.Хомского, которая приближает язык по своим свойствам к особенностям априорного мышления, значение которого весьма велико для понимания «тайны возникновения природы человека». Независимость слов от конкретных свойств внешних предметов позволяет человеку, во-первых, строить каждое предложение посредством «принципиально новых комбинаций слов, впервые возникающих в истории вселенной», и, во-вторых, дети с рождения несут в себе некую схему, общую для грамматик всех языков, так сказать, «Универсальную Грамматику», подчеркивает С.Пинкер, «которая подсказывает им, как выделять синтаксические модели в речи родителей».
Комментарии
Комментарии
английский философ и педагог
немецкий философ, представитель идеализма
английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века
древнегреческий ученый и философ
философ, один из создателей немецкой классической философии
основоположник марксизма, автор «Капитала»
итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт
философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства