Поделиться:

О знаменитости

Заид Меликович Оруджев: биография


Синтез словесного языка как «первоначала» с прошлым как субстанцией новой природы (природы человека) дает в результате «накопленное прошлое», без чего априорная способность человека была бы невозможна. Но как «накопленное прошлое» делает априорную способность человека реальной? Благодаря Слову (словесному языку) человек сохраняет «множество» результатов опыта (в охоте, собирательстве, взаимодействиях с другими людьми и т. д., включая опыт, не имеющий непосредственно биологического значения для его выживания). Это «накопленное прошлое», которое он постоянно «носит с собой», позволяет ему взаимодействовать с элементами прошлого и осуществлять синтез элементов «накопленного прошлого» — элементов, которые прежде вообще или в опыте человека не взаимодействовали друг с другом. Так возникает кантовский априорный синтез, то есть полноценный априоризм, характерный для человека в собственном смысле.

Кстати, уже в животном мире априоризм в частичной, элементарной форме уже имеет место. Если бы животное, в отличие от «мертвого» камня и других подобных предметов, не опережало изменения, происходящие во внешнем мире, оно не могло бы приспособиться к нему, будучи уничтожено более сильным хищником или собственным падением в пропасть, или свалившимся на него с горы камнем. Но оно обладает «микроаприоризмом» в форме логической аналогии, что позволяет ему реагировать по-разному на различные процессы и явления, которые вокруг него происходят. Аналогия — простейшая рассудочная форма мысли, позволяющая животному, по меньшей мере, отличать «своих» от «чужих», например. Человек в период палеолита уже обладал способностью даже «полуаприоризма», поскольку мог аналитически посредством сколов отделять уже от камней или убитых животных острые предметы (зародыши ножей, рубила и др. орудия обработки туш мертвых животных с целью извлечения мозга или получения шкур животного и т. д.).

Новый опыт человека создается априорным способом, независимо от его масштабов. Три известных, например, стадии темпорального бытия человека, согласно Оруджеву, характеризуются доминированием однородных (массовых) способностей человека на первой (первобытной) стадии; групповых — на второй (исторической); и индивидуальных, творческих — на третьей (постисторической). Все эти изменения происходили, конечно, постепенно, в течение десятков тысяч лет благодаря меняющимся способам мышления человека, управлявшим его действиями.

Оруджев считает, что, например, все исторические эпохи детерминируются новыми трехуровневыми, включающими в себя 1) общелогические понятия, 2) этические понятия и 3) опытный, практический уровень, способами мышления, формирование которых основано на новых понятиях, полученных посредством априорной способности. Человек постоянно взаимодействует со своим «третьим миром», который «носит с собой», и поэтому постоянно «организует хаос» Здесь было бы уместно вспомнить слова Альбера Камю о том, что все «великие реформаторы стремились воплотить в истории то, что уже было создано в творениях Шекспира, Сервантеса, Мольера и Толстого: мир, способный утолить свою жажду к свободе и достоинству, неискоренимую в каждом человеческом сердце». А.Камю в другом месте обращает наше внимание на творческую природу априорной способности человека, когда заявляет, что в творениях искусства перед нами предстает «воображаемый мир, представляющий собой, однако, поправку к миру реальному… Роман кроит судьбу по заранее приготовленной мерке. Таким образом, он соперничает с творением бога и хотя бы временно торжествует над смертью». Как видим, человек и в сфере искусства, и в сфере реальных реформ постоянно творит, «организуя хаос», придавая ему форму, соответствующую его представлениям, и реализуя со временем в лице реформаторов эти представления в действительности. То же самое происходит в повседневной жизни, когда человек стремится изменить условия своей жизни, свои отношения с другими людьми и т. д.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Джон Локк Джон Локк

английский философ и педагог

Фридрих Шеллинг Фридрих Шеллинг

немецкий философ, представитель идеализма

Уильям Оккам Уильям Оккам

английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века

Аристотель Аристотель

древнегреческий ученый и философ

Георг Гегель Георг Гегель

философ, один из создателей немецкой классической философии

Маркс, Карл Маркс, Карл

основоположник марксизма, автор «Капитала»

Джордано (Филиппо) Бруно Джордано (Филиппо) Бруно

итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ)

философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора