О знаменитости
Заид Меликович Оруджев: биография
Из этих положений Оруджев выводит внутренний смысл истории, заключающийся в поэтапном «вытеснении» из природы человека унаследованного от первой (первобытной) стадии темпорального бытия человека, главным образом, основного животного инстинкта — инстинкта силы и слабости. «Вытеснение» осуществляется в четыре больших этапа (исторические эпохи, каждая из которых является интегративным опытом его), соответствующих четырем уровням цивилизации, основанным на: 1) писаном праве (античность), 2) общечеловеческой этике (средневековье), 3) буржуазном равенстве и деньгах как универсальном мериле человеческой деятельности (новое время), и 4) наконец, начинающейся информационной эпохе, все больше основывающейся на индивидуальной творческой свободе человека (подробно о соответствующих способах мышления человека, определяющих исторические эпохи, можно прочитать в двух вышеупомянутых книгах, опубликованных в 2004 и 2009 гг.). Как видно, уровни цивилизации по времени совпадают с историческими эпохами. На третьей стадии темпорального бытия (на стадии постистории), согласно Оруджеву, природа человека свободна от животных инстинктов, и в ней уже господствует «инстинкт разума» (термин Гегеля), специфичный для «природы человека» и полностью ей соответствующий. Общественные отношения между людьми на этой стадии темпорального бытия имеют своим источником не унаследованные животные инстинкты (принимающие в истории форму войн, рабовладения, диктатур и т. д.), а основанные на дружбе как источнике новых этических отношений между людьми, сказал бы Аристотель, если бы избежал абсолютизации характерного для его эпохи представления о неисторическом времени (см. его «Никомахову этику»).
Оруджев отвергает концепцию утопистов Нового времени, согласно которой «природа человека» неизменна, как и противоположную концепцию, согласно которой сущность человека тождественна исторически изменяющейся «совокупности общественных отношений», в результате чего делается вывод, якобы «природа человека» сводится, по существу, к истории, вместо того чтобы быть в ее основе, поскольку сама история является интегративным опытом человека. Согласно Оруджеву, понятие темпорального бытия человека определяется тем, что бытие человека детерминируется, главным образом, не экономическими, общественно-политическими или государственными факторами, а темпоральными, то есть временем, когда он начал выходить из животного мира и насколько он преодолел его в ходе дальнейшего времени. Способ бытия человека характеризует его отношение к прошлому, его взаимодействие с прошлым, поскольку прошлое (язык, мышление, логика и т. д.), в отличие от прошедшего, всегда присутствует в настоящем.
Итак, в начале XXI века проблема трансформации гоминидов в человека в собственном смысле получила свое философское объяснение на основе раскрытия логики формирования сущности человеческой природы — разума.
Профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Кузнецова Т.В в рецензии на последние книги Оруджева ("Способ мышления эпохи. Философия прошлого. 2004 г. и «Природа человека и смысл истории». 2009 г.), опубликованной в ведущем философском журнале Российской академии наук, отметила: «Сегодня можно сказать, что в книге З. М. Оруджева „Природа человека и смысл истории“ философское решение коренной проблемы философии, сформулированной Карлом Ясперсом, дано З. М. Оруджевым в достаточно убедительной форме».
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
английский философ и педагог
немецкий философ, представитель идеализма
английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века
древнегреческий ученый и философ
философ, один из создателей немецкой классической философии
основоположник марксизма, автор «Капитала»
итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт
философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства