Биография
С. Н. Сергеев родился 18 (30) сентября 1875 года в селе Бабино (ныне село Преображенское Рассказовского района Тамбовской области) в семье учителя. С пяти лет жил в Тамбове. Здесь окончил уездное училище (1890), поступил в приготовительный класс Екатериниского учительского института, начал писать стихи. В 1892 году в «Тамбовских губернских ведомостях» был опубликован его первый прозаический опыт «Кочетовская плотина». В это время он прибавляет к своей фамилии псевдоним Ценский, который взят писателем от названия реки Цны, на берегах которой прошло его детство. В 1895 году окончил Глуховский учительский институт. Был учителем, затем офицером. Поручик запаса. Участник Русско-японской войны 1904—1905 годов. Академик АН СССР (1943). С. Н. Сергеев-Ценский умер 3 декабря 1958 года. Похоронен в Алуште на территории своего дома-музея.
Творчество
Автор исторических романов, к наиболее известным произведениям относится роман-эпопея «Севастопольская страда» (1937—1939), посвящённая первой обороне Севастополя 1854—1855 гг., а также эпический цикл «Преображение России» (1956—1959), создававшийся более 40 лет и включающий двенадцать романов, три повести и два этюда.
До 1917 года
Своим дооктябрьским творчеством Сергеев-Ценский отразил поворот буржуазной интеллигенции вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 Сергеев-Ценский хранил веру в свободное развитие человечества («Верю!»). Характерна его попытка создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. — Шевардин («Сад»), Хохлов («Маски») — это беспочвенный и стихийный поборник отвлечённой правды, не понимающий реальных методов борьбы.
Творчески самоопределяется Сергеев-Ценский в период событий 1905 года. Он оставляет мечтания о свободе и становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц. невелик и постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как чудовище, бессмысленный рок. Разум человека оказывается бессильным, человек целиком фатально подчинён случайностям. Основные герои С.-Ц. — пессимисты, иппохондрики, лишённые воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме «Движения» Сергеев-Ценский рисует в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчинённость человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича). Идея вырождения с глубоким лиризмом развёртывается С.-Ц. в одной из лучших его поэм «Печаль полей» (1908). Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат, Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева). Финал рассказов С.-Ц. смерть, перипетии умирания рисуются им детально («Наклонная Елена», пьеса «Смерть» и др.).
В 1907 году вышел принёсший литературную известность роман «Бабаев», в котором революция интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора — на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли «усмирителя» и хранителя старого порядка.
С 1917 по конец 1930-х годов
Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе «Капитан Коняев» , он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи — стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушения, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность. Деградация России — лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом.
Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату («Жестокость»). Обращаясь к образам новых людей — рабочим, революционерам-коммунистам, — С.-Ц. извращает их. Предревком Золоторенко («Павлин»), матрос Семен Подканаев — это дегенераты, в прошлом убийцы, в которых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе «Павлин» в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное.