Поделиться:

О знаменитости

Уголино ди Нерио: биография


В полиптихе было семь соединённых между собой вертикальных конструкций, каждая из которых в свою очередь состояла из большой картины основного яруса, картины верхнего яруса и картины пинакля, скреплённых между собой брусом по вертикали. Пределла была написана на одной длинной доске. Судя по всему, художник изготавливал алтарь в своей сиенской мастерской, затем по частям переправлял его во Флоренцию и монтировал на месте (спустя 120 лет так же поступит Сассетта при создании алтаря Св. Франциска для Борго Сан Сеполькро).

Главный ярус полиптиха состоял из большой картины «Мадонна с младенцем» (ныне утрачена), слева от которой находились апостол Павел, Иоанн Креститель и св. Антоний; справа — апостол Пётр, св. Франциск и св. Людовик Тулузский. Из всех картин этого яруса сохранились только апостолы Пётр и Павел, а также Иоанн Креститель (все хранятся в Берлине, Государственные музеи).

Из семи картин верхнего яруса сохранились пять: «Св. Матфий и св. Елизавета Венгерская(?)»; «Св. Матфей и св. Иаков-младший»; «Св. Иаков-старший и св. Филип» — все в Берлине, Государственные музеи; две картины этого яруса находятся в Национальной галерее Лондона — «Святые Симон и Фаддей»; и «Святые Варфоломей и Андрей». От святых, изображённых в пинаклях, остались пророки Исайя, Давид, Моисей (все в Национальной галерее, Лондон) и пророк Даниил (Музей искусства, Филадельфия).

Пределла была покрыта сценами страстей Христовых. Она начиналась «Тайной вечерей» (ныне в Музее Метрополитен, Нью-Йорк), далее шли «Предательство Иуды» (Национальная галерея, Лондон), «Бичевание Христа» (Берлин, Гос. Музеи), «Путь на Голгофу» и «Снятие с креста» (обе в Национальной галерее, Лондон), «Положение во гроб» (Берлин, Гос. Музеи) и «Воскресение» (Нац. Галерея, Лондон).

Интересно, что «Путь на Голгофу» находился непосредственно под изображением «Мадонны с младенцем», то есть там, где обычно писали «Распятие». Саму же сцену «Распятия» (не сохранилась) художник перенёс в верхний ярус, расположив её над «Мадонной с младенцем». Исследователи считают, что эти изменения были внесены для того, чтобы подчеркнуть то, что храм посвящён Святому Кресту (Santa Croce — итал. Святой Крест). Кроме того, крест имел особое значение для францисканцев, построивших этот храм, так как основатель их ордена св. Франциск обрёл стигматы, отражающие раны, полученные Христом в результате распятия на кресте. Перекрестие в виде буквы Х, образованное крестом, который несёт Иисус, приходилось точно на центральную ось всего полиптиха, и являлось спиритуальным и композиционным центром алтаря. Другой важный посыл этой центральной сцены пределлы заключается в смирении, с которым несёт крест Христос.

Все композиционные схемы Страстей Христовых Уголино позаимствовал из «Маэсты» Дуччо, с которым длительное время работал в кооперации. Он упростил сцены и одновременно усилил их драматический эффект. Например, в сцене «Предательства Иуды» художник сократил число апостолов, сосредоточившись на главном событии. Равным образом в сцене «Путь на Голгофу» он сократил число персонажей, выделив смирение Христа, и скорбь Богоматери. В целом полиптих написан под сильным влиянием творческой манеры Дуччо. Однако любопытен следующий факт: там где Дуччо использует богатый и дорогой ультрамарин, Уголино ди Нерио употребляет более дешёвый, отдающий зеленоватыми тонами азурит. В случае с полиптихом из Санта Кроче, который для художника был престижным, крупным заказом, исключено, что такая замена могла делаться из экономии; она была следствием колористических предпочтений художника.

Полиптихи

Уголино приписывают несколько сохранившихся целиком полиптихов. Все эти произведения содержат изображения святых по пояс; по церковной классификации их именуют dossal (доссаль — заалтарный образ).

Самым ранним полиптихом, в создании которого принял участие Уголино ди Нерио, считают «Мадонну с младенцем и святыми Августином, Павлом, Петром и Домиником» (Сиена, Пинакотека, инв. № 28; разм. 139х242см)); его датируют 1305—1308 или 1300—1320 годами. Большинство исследователей считают этот полиптих произведением «мастерской Дуччо». Он дошёл до наших дней в плохом состоянии. Дуччо предположительно выполнил центральный образ — «Мадонну с младенцем», а боковые створки и картины пинаклей расписывал кто-то из его ассистентов. Вполне вероятно, что это был Уголино.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора