О знаменитости
Уголино ди Нерио: биография
В полиптихе было семь соединённых между собой вертикальных конструкций, каждая из которых в свою очередь состояла из большой картины основного яруса, картины верхнего яруса и картины пинакля, скреплённых между собой брусом по вертикали. Пределла была написана на одной длинной доске. Судя по всему, художник изготавливал алтарь в своей сиенской мастерской, затем по частям переправлял его во Флоренцию и монтировал на месте (спустя 120 лет так же поступит Сассетта при создании алтаря Св. Франциска для Борго Сан Сеполькро).
Главный ярус полиптиха состоял из большой картины «Мадонна с младенцем» (ныне утрачена), слева от которой находились апостол Павел, Иоанн Креститель и св. Антоний; справа — апостол Пётр, св. Франциск и св. Людовик Тулузский. Из всех картин этого яруса сохранились только апостолы Пётр и Павел, а также Иоанн Креститель (все хранятся в Берлине, Государственные музеи).
Из семи картин верхнего яруса сохранились пять: «Св. Матфий и св. Елизавета Венгерская(?)»; «Св. Матфей и св. Иаков-младший»; «Св. Иаков-старший и св. Филип» — все в Берлине, Государственные музеи; две картины этого яруса находятся в Национальной галерее Лондона — «Святые Симон и Фаддей»; и «Святые Варфоломей и Андрей». От святых, изображённых в пинаклях, остались пророки Исайя, Давид, Моисей (все в Национальной галерее, Лондон) и пророк Даниил (Музей искусства, Филадельфия).
Пределла была покрыта сценами страстей Христовых. Она начиналась «Тайной вечерей» (ныне в Музее Метрополитен, Нью-Йорк), далее шли «Предательство Иуды» (Национальная галерея, Лондон), «Бичевание Христа» (Берлин, Гос. Музеи), «Путь на Голгофу» и «Снятие с креста» (обе в Национальной галерее, Лондон), «Положение во гроб» (Берлин, Гос. Музеи) и «Воскресение» (Нац. Галерея, Лондон).
Интересно, что «Путь на Голгофу» находился непосредственно под изображением «Мадонны с младенцем», то есть там, где обычно писали «Распятие». Саму же сцену «Распятия» (не сохранилась) художник перенёс в верхний ярус, расположив её над «Мадонной с младенцем». Исследователи считают, что эти изменения были внесены для того, чтобы подчеркнуть то, что храм посвящён Святому Кресту (Santa Croce — итал. Святой Крест). Кроме того, крест имел особое значение для францисканцев, построивших этот храм, так как основатель их ордена св. Франциск обрёл стигматы, отражающие раны, полученные Христом в результате распятия на кресте. Перекрестие в виде буквы Х, образованное крестом, который несёт Иисус, приходилось точно на центральную ось всего полиптиха, и являлось спиритуальным и композиционным центром алтаря. Другой важный посыл этой центральной сцены пределлы заключается в смирении, с которым несёт крест Христос.
Все композиционные схемы Страстей Христовых Уголино позаимствовал из «Маэсты» Дуччо, с которым длительное время работал в кооперации. Он упростил сцены и одновременно усилил их драматический эффект. Например, в сцене «Предательства Иуды» художник сократил число апостолов, сосредоточившись на главном событии. Равным образом в сцене «Путь на Голгофу» он сократил число персонажей, выделив смирение Христа, и скорбь Богоматери. В целом полиптих написан под сильным влиянием творческой манеры Дуччо. Однако любопытен следующий факт: там где Дуччо использует богатый и дорогой ультрамарин, Уголино ди Нерио употребляет более дешёвый, отдающий зеленоватыми тонами азурит. В случае с полиптихом из Санта Кроче, который для художника был престижным, крупным заказом, исключено, что такая замена могла делаться из экономии; она была следствием колористических предпочтений художника.
Полиптихи
Уголино приписывают несколько сохранившихся целиком полиптихов. Все эти произведения содержат изображения святых по пояс; по церковной классификации их именуют dossal (доссаль — заалтарный образ).
Самым ранним полиптихом, в создании которого принял участие Уголино ди Нерио, считают «Мадонну с младенцем и святыми Августином, Павлом, Петром и Домиником» (Сиена, Пинакотека, инв. № 28; разм. 139х242см)); его датируют 1305—1308 или 1300—1320 годами. Большинство исследователей считают этот полиптих произведением «мастерской Дуччо». Он дошёл до наших дней в плохом состоянии. Дуччо предположительно выполнил центральный образ — «Мадонну с младенцем», а боковые створки и картины пинаклей расписывал кто-то из его ассистентов. Вполне вероятно, что это был Уголино.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник