О знаменитости
Уголино ди Нерио: биография
Мадонны
Подобно большинству сиенских художников Уголино ди Нерио написал множество Мадонн. Культ Богоматери в Сиене выходил за рамки обычного, она была не просто покровительницей города, как другие святые, но его владычицей, и сиенское руководство совершало обряд положения ключей от города перед её ликом в соборе. Как все крупные художники своего времени Уголино изображал Богородицу и в виде владычицы сидящей на троне, и в виде божественной матери, ласкающей Христа. Первые манифестации Богородицы носили торжественный и публичный характер, вторые были более интимными образами. К первому типу относится «Мадонна с младенцем и донатором» из церкви Санта Мария дель Прато городка Сан Кашано валь ди Пеза (ок. 1335 г., 138х71см), ко второму — целый ряд достаточно однотипных икон «Мадонны с младенцем» из различных музеев и храмов: Лувра, Париж (1315-20гг), Музея Метрополитен, Нью-Йорк (ок. 1325г), Музея изящных искусств, Бостон (1325-30гг), Окружного музея города Пиенца, церкви Сервитов в Монтепульчано, церкви Сан Бартоломео а Скампата, Фильине Вальдарно (Тоскана), и т. д. Впрочем, возможно, что не все эти «Мадонны» были одиночными произведениями, и некоторые их них когда-то служили в качестве центральной панели для триптихов или полиптихов.
Несколько особняком стоит маленькая «Маэста» из Художественного института Чикаго (37.2х23,2 см; 1325-35гг). На ней, кроме сидящей на троне Мадонны с младенцем, изображены св. Пётр, Павел, Иоанн Креститель и св. Доминик. У подножья трона склонился донатор в монашеском одеянии доминиканцев. Такая икона могла быть центральной частью небольшого домашнего триптиха, или самостоятельным образом для совершения молитвы.
Отдельные святые
Уголино приписывается также серия деревянных панелей с изображениями разных святых, которые ранее были частями каких-то более сложных алтарных конструкций. Из-за отсутствия подробного архивно-документального освещения деятельности художника определить, какие это были произведения, и какое место в них занимала каждая отдельная картина с изображением святого сегодня затруднительно. Например, из архивных источников известно, что «Святая Маргарита с крестом в руке» из коллекции Кресса (ныне — Портленд, Музей искусства), ранее была частью полиптиха, в котором кроме неё числились св. Лючия, св. Августин и св. Амвросий. Св. Амвросий и Августин давно потеряны, изображение св. Лючии сегодня хранится в Музее искусства, Будапешт; происхождение этого разрозненного алтаря так и остаётся не известным.
В другом случае, несколько отдельных панелей из американских музеев, «Св. Людовика Тулузского» и «Марию Магдалину» из Музея Зала Почётного легиона, Сан Франциско объединили со «Св. Екатериной» из Музея Краннерта (Урбана, Иллинойс). В качестве центральной панели была предложена «Мадонна с младенцем» из Художественного музея Принстонского университета. Поскольку композиция получалась несимметричной, Федерико Дзери предложил добавить панель с изображением «Св. Михаила» из краковского Музея Чарторыских, однако в дальнейшем от этой затеи отказался. Вопрос убедительности такого конструирования остаётся открытым.
Среди отдельных панелей со святыми достаточно интересна икона с изображением Св. Анны с младенцем-Марией на руках. Она написана тогда, когда иконография Св. Анны ещё не сложилась окончательно, в связи с чем у исследователей были сомнения в правильности определения сюжета. В дальнешем, когда иконография этого сюжета установилась, св. Анна изображалась как правило с Марией, держащей на руках Христа, так наз. «Св. Анна втроём».
Художественное наследие, оставленное Уголино ди Нерио довольно многочисленно. Однако его искусство было более традиционным, чем новаторским, и поэтому не имело ярко выраженной группы последователей. Среди его учеников называют Мастера из Кьянчано.
Дата смерти художника неизвестна. Джорджо Вазари в своём жизнеописании Уголино называет две разные цифры: 1339 год (в издании от 1550г) и 1349 год (в издании от 1568г). Исследователи считают, что Уголино пережил своего учителя Дуччо, скончавшегося в 1319 году, не на очень большой срок. Некоторые авторы даже пишут, что его последние произведения датируются не позже 1325 года. Так или иначе, но к середине 1330х годов скорее всего Уголино ди Нерио уже не было в живых.
Библиография
- James H. Stubblebine. Duccio Di Buoninsegna and His School. Vol. I and Vol. II. Princeton University Press. 1979.
- Jill Dunkerton et al. Giotto to Durer. Early Renaissance Painting in The National Gallery. Yale University Press, 1991.
- Torriti, Piero. La Pinacoteca nazionale di Siena: i dipinti. Genova: SAGEP, 1990.
- Bomford, D., et al., Art in the Making: Italian Painting before 1400, exhib. cat. 1989 (London NG)
- Ada Labriola, Simone Martini e la pittura gotica a Siena: Duccio di Buoninsegna, Memmo di Filippuccio, Pietro Lorenzetti, Ugolino di Nerio, *Ambrogio Lorenzetti, Lippo Memmi, Matteo Giovanetti, Naddo Ceccarelli, Bartolomeo Bulgarini, Niccolo di ser Sozzo, Milano: Il Sole 24 Ore ; *Firenze: E-ducation.it, 2008
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник