Поделиться:

О знаменитости

Уголино ди Нерио: биография


Уголино ди Нерио биография, фото, истории - итальянский художник сиенской школы

итальянский художник сиенской школы

Биография

Уголино ди Нерио был одним из самых верных последователей и учеников Дуччо. Его имя несколько раз упоминается в архивных документах с 5 сентября 1317 по 6 февраля 1327 года, а Джорджо Вазари составил его краткую биографию. Несмотря на это сведений о художнике крайне мало: неизвестны дата и место его рождения (предполагают, что он родился около 1280 года в Сиене), а его произведения, за исключением Полиптиха из церкви Санта Кроче, не имеют подписи и даты изготовления. В связи со всем этим реконструкция творчества художника носит предположительный характер и меняется от одного автора к другому.

Согласно имеющимся документам, Уголино родился и вырос в артистической семье — его отец Нерио и два брата, Гвидо и Муччо, были художниками. Из сохранившихся документов известно, что семейство жило на склоне невысокого холма известного в Сиене как Терцо ди Камолья. По всей вероятности обучение навыкам художественного ремесла Уголино прошёл в мастерской отца, продолжив далее совершенствоваться, работая у Дуччо. На рубеже XIII—XIV веков Дуччо ди Буонинсенья был крупнейшим сиенским живописцем. Произведения Уголино демонстрируют подавляющую зависимость от творчества этого мастера, в связи с чем исследователи полагают, что Уголино наряду с Сенья ди Бонавентурой длительное время работал в его мастерской. Ряд экспертов поддерживает точку зрения Джеймса Стабблбайна, что Уголино принимал участие в создании знаменитого алтарного образа «Маэста» (1308—1311гг), усмотрев его руку в поясных изображениях апостолов в верхней части (несмотря на то, что контракт, подписанный Дуччо, обязывал его написать весь алтарь своей рукой).

Около 1315 года Уголино ди Нерио выработал свою творческую манеру, которая отличалась от манеры Дуччо рядом особенностей. Отличительной чертой изображённых им святых стало более тщательное наложение красок с целью придания большей рельефности изображению. В сложных многофигурных композициях он сокращал число персонажей, избегая деталей ради передачи сути драматического момента. В поздних произведениях Уголино усиливается готическое влияние, постепенно вытесняющее «византийские» навыки, полученные в мастерской Дуччо. В 1319 году Дуччо скончался, и на место ведущего художника Сиены выдвинулся Симоне Мартини. Влиянием именно этого мастера исследователи объясняют перемены в творчестве Уголино. Впрочем, приведённая реконструкция не имеет никаких документальных подтверждений, но основана лишь на попытках описать эволюцию мастера, выстроив приписываемые ему произведения в определённом порядке.

Имя Уголино ди Нерио обрело славу в первую очередь потому, что он выполнил два полиптиха для флорентийских церквей. Редко какому сиенскому художнику удавалось получить контракт в конкурирующей Флоренции (за распределением заказов и дележом художественного рынка Флоренции зорко следила местная гильдия художников). Исследователи считают два этих заказа торжеством сиенской живописной школы, которая переживала в начале XIV века свой «золотой век». Во Флоренции по заказу францисканского ордена Уголино создал полиптих для церкви Санта Кроче (сохранился частично), а по заказу доминиканцев написал полиптих для церкви Санта Мария Новелла (не сохранился, но возможно, что двумя его деталями были "Св. Андрей" из собрания Пола Гетти, Лос Анджелес, и "Иоанн Креститель" из Народного музея, Познань).

Алтарь Санта Кроче

Полиптих из церкви Санта Кроче сыграл главную роль в возвращении творчества Уголино ди Нерио из небытия, позволив определить манеру художника; он стал основным ядром, вокруг которого были выстроены остальные произведения мастера, однако документы, касающиеся контракта об исполнении этого полиптиха, не сохранились.

Санта Кроче является главным и самым большим францисканским храмом Флоренции. Строительство его была начато в 1294 году. Полиптих, заказ на изготовление которого Уголино получил в середине 1320х годов, был первым большим алтарём в этом храме. После завершения живописных работ и монтажа, полиптих стоял в главном алтаре до 1566 года, когда он был перемещён в верхний дормиторий церкви, чтобы освободить место для кивория работы Вазари. До того, как полиптих был расформирован и распродан по частям, о нём оставили свои свидетельства Джованни Бакканелли (1647 г.), сумевший зарисовать трёх францисканских святых с этого произведения, и падре Делла Валле (1784 г.), кратко описавший полиптих и сообщивший, что его центральная панель с изображением Мадонны имела подпись автора UGOLINO DE SENIS ME PINXIT (Уголино из Сиены меня изобразил). Между 1785 и 1789 годами известный знаток и ценитель старинного искусства Серу д’Аженкур заказал рисунок алтаря Санта Кроче, пока тот был почти целым. При сравнении рисунка с сохранившимися до наших дней частями произведения исследователи пришли к выводу, что рисунок достаточно точно передаёт все его особенности. Полиптих был разобран и распродан по частям на двух аукционах в 1847 и 1850 годах; в итоге некоторые картины были утеряны. Большую часть картин полиптиха приобрёл крупный английский коллекционер итальянской живописи Уильям Янг Оттли (центральная панель с изображением Мадонны с младенцем была утеряна ещё до того, как Оттли скупил части алтаря). Несколько позже германский учёный Густав Фридрих Вааген (1794—1868), служивший первым директором Прусской королевской художественной галереи, приобрёл несколько картин из собрания Оттли.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора