О знаменитости
Уголино ди Нерио: биография
Средних размеров триптих из Музея Таварнелле Валь ди Пеза (109х119см) происходит из ц. Сан Пьетро а Олена. Художник изобразил на нём Мадонну с младенцем св. Петром и Иоанном Богословом. В пинаклях — Благословляющий Христос и два ангела, иными словами, в этом триптихе соблюдена обычная схема, по которой подобные триптихи создавались для приходских храмов. Атрибуция произведения вновь принадлежит Бернарду Бернсону, который в 1936 году причислил его к «мастерской Уголино». Эта атрибуция была в дальнейшем подтверждена большинством экспертов. Произведение датируют приблизительно тем же временем, что и предыдущий триптих — 1320е годы.
Ранее Уголино приписывался ещё один известный триптих из Музея сакрального искусства города Чертальдо, так наз. «Триптих из Баньяно». Однако в ходе недавно проведённой реставрации и связанного с ней тщательного исследования эксперты определили, что это работа художника Ченни ди Франческо ди сер Ченни.
Расписные кресты
Уголино ди Нерио приписывается расписной крест, созданный для церкви Санта Мария деи Серви в Сиене. Это большое интерьерное распятие размером 401х244,5 см, эксперты датируют его «около 1330 года». Сегодня крест хранится в Музее Сиенского собора. Он выполнен согласно существовавшей в то время технологии росписи крестов — темперой и золотом по деревянной основе (тополь), на которую наложен слой левкаса. На кресте изображён распятый Христоc в позе Christus patiens (Христос страдающий), его худощавое тело выделяется на покрытой орнаментом поверхности табеллоне. Любопытной особенностью креста является маленькая фигурка персонажа, одетого в монашеское платье возле ног распятого Иисуса. Она вызвала оживлённую дискуссию среди специалистов. По мнению одних это изображение жившего в XIII веке Филиппо Беницци, пятого генерального приора ордена Сервитов (слуг Девы Марии), который многое сделал на заре становления этого ордена, и чей культ был широко распространён в монастырях задолго до его канонизации, случившейся в 1671 году. По мнению других, это живший в Сиене блаженный Иоаким Пикколомини, не менее известный деятель этого же ордена, скончавшийся в 1305 году. В любом случае сам факт присутствия этого персонажа свидетельствует о том, что крест был создан исключительно для монашеской братии сервитов. Со времени своего создания крест несколько раз поменял место в храме. Это произведение приписано кисти Уголино известным итальянским учёным XIX века Джованни Баттиста Кавальказелле ещё в 1864 году; учёные XX века, тщательно изучавшие все его особенности, в целом согласны с этой атрибуцией.
Ещё один Расписной крест, приписываемый Уголино, хранится в сиенской Пинакотеке. Он известен по номеру каталога как «Крест № 34». Это небольшое произведение, размером 68х45 см, его создание относят к 1310-30 годам.
Распятия
Кисти Уголино приписывается несколько сцен с изображением «Распятия» из различных музеев и частных собраний. Два из них крайне схожи своей иконографией — «Распятие» из музея Тиссен Борнемиса и «Распятие» из частного собрания, Флоренция. Это средних размеров иконы (первая 135х89 см; вторая 105х48см), ранее служившие предметами культа в храмах, конкретные названия которых установить сегодня затруднительно. Возможно, они когда-то были центральными частями триптихов или более сложных алтарных образов. Две сцены «Распятия» отличаются наличием ангелов в варианте из Музея Тиссена Борнемиса, а также тем, что эта работа по неизвестным причинам отпилена снизу, так что сохранилась лишь часть фигур Богоматери и Иоанна Крестителя. Оба произведения принадлежат примерно к одному и тому же времени, 1330-35 годам.
Более раннее «Распятие», создание которого относят к 1315-20 годам, хранится в сиенской Пинакотеке. Оно скромнее по своим размерам (67,5х44,4 см); его особенностью является присутствие в сцене св. Франциска, склонившегося к ногам Христа. Это свидетельство того, что произведение было написано для францисканского ордена, и находилось ранее в одном из францисканских монастырей или храмов. Маленькая панель с изображением «Распятия и двух донаторов» (24х46,6см) из Института Курто, Лондон, по всей вероятности была частью пределлы неизвестного ныне алтаря. Некоторые исследователи считали, что эта работа принадлежит знаменитому Алтарю Санта Кроче, однако современная реконструкция этого произведения не предполагает присутствие в нём этой панели.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник