О знаменитости
Уголино ди Нерио: биография
Другой полиптих из сиенской Пинакотеки «Мадонна с младенцем и святыми Кларой, Лаврентием, Франциском и Иоанном Богословом» (инв. № 39) одни эксперты датируют приблизительно тем же периодом (1310-15гг), другие 1325—1330 годами, полагая, что он был выполнен после работ для флорентийской церкви Санта Кроче. Он чуть меньше первого (84х189см) и повторяет его формулу. Не сохранилась ни оригинальная рама полиптиха, ни его пинакли. Произведение было заказано сиенским францисканским конвентом Санта Кьяра (св. Клары). Присутствие на алтаре св. Клары и св. Франциска являются дополнительным аргументом в пользу того, что его заказчиками могли быть монахини-клариссинки.
Полиптих «Мадонна с младенцем и святыми Франциском, Иоанном Крестителем, Иаковом и Марией Магдалиной» (122х192 см; Музей искусства, Кливленд), по мнению экспертов, был создан «до 1317 года», то есть тогда, когда, как предполагают, Уголино всё ещё работал в мастерской Дуччо и находился под сильным влиянием его искусства. Его особенностью является то, что в верхней части над Мадонной с младенцем расположена сцена Распятия, а в пинаклях изображены не привычные пророки, но апостолы Пётр (с ключом в руке) и Павел (с мечом), а также двое святых, не имеющих однозначной идентификации. Младенец-Христос нежно играет с матерью, повторяя жест, который можно видеть в работах Дуччо. Сама Богородица обратила свой печальный взор как бы внутрь себя, предчувствуя судьбу своего божественного сына. Исследователи считают, что сцена Распятия располагалась над Мадонной с младенцем для того, чтобы подчеркнуть распространённую в те времена веру в то, что Богородица знала, какая судьба ожидает её сына. Неизвестна церковь, для которой предназначалось произведение, однако присутствие св. Франциска говорит о том, что она имела отношение к францисканскому ордену.
Подобного же типа полиптих «Мадонна с младенцем и святыми», состоящий из пяти частей, хранится в коллекции Рикасоли (Бролио ди Кьянти); ранее он находился в церкви Сан Паоло ин Россо. Это произведение довольно крупных размеров — 97х195 см и датируется 1320-1330-ми годами. Обычное изображение Мадонны с младенцем в нём сопровождают апостолы Пётр и Павел, а также Иоанн Креститель с Иоанном Богословом. В пинаклях написаны Благословляющий Христос и ангелы.
Полиптих из Института Искусства Кларка (Уильямстаун, штат Массачусеттс) самый большой из всех приписываемых Уголино. Его внушительные размеры 163,7х341.4 см, свидетельствуют о том, что он когда-то был установлен в главном храмовом алтаре, однако церковь, для которой он предназначался, неизвестна. Художник изобразил на нём Мадонну с младенцем и святых (слева направо) Франциска, Андрея, Павла, Петра, Стефана и Людовика Тулузского. В пинаклях расположились Благословляющий Христос, и пророки. Этот полиптих дошёл до наших дней в хорошем состоянии: сохранилась его оригинальная рама, после реставрации краски засияли с прежней свежестью. Этому произведению также присущи разночтения в датировке: по одним, более осторожным данным он был создан в 1310—1330 годах, по другим в 1317-21гг.
Триптихи
Кисти Уголино приписывают несколько триптихов, самые известные из которых находятся в Галерее Уффици, Флоренция, и в Музее сакрального искусства небольшого городка Таварнелле Валь ди Пеза. Эти произведения не имеют подписи автора и точной датировки.
Триптих «Мадонна с младенцем св. Павлом и св. Петром» был заказан семейством Паннилини и изначально находился в приходской церкви Сан Пьетро а Виллоре в Сан Джованни д’Ассо (Сиена), затем попал в собрание англичанина Хаттона, у которого его приобрёл итальянский коллекционер Алессандро Контини Бонакосси. После смерти Алессандро вдова продала произведение итальянскому правительству, и с тех пор триптих хранится в Галерее Уффици. Атрибуция этой работы принадлежит Бернарду Бернсону, который в 1932 году определил её как произведение Уголино ди Нерио. Триптих имеет размеры 150х146 см, и датируется приблизительно 1320—1325 годами. Кроме Мадонны и двух апостол.в художник изобразил в пинаклях Благословляющего Христа и двух святых, вероятно, это св. Стефан и Иоанн Богослов. Исследователи видят в этой работе влияние Симоне Мартини.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник