Поделиться:

О знаменитости

Касьян Ярославич Голейзовский: биография


Влияние Скрябина и Мейерхольда на творчество Голейзовского

По описанию начала творческого периода Голейзовского в книге Н. Е. Шереметьевской, художник навсегда останется верен своей любви к музыке Скрябина и будет отдавать предпочтение режиссёрским приёмам Мейерхольда.

К творчеству композитора Александра Скрябина Голейзовский будет обращаться всю свою жизнь. Одна из первых постановок, которую он назвал «Белой мессой», на музыку Десятой сонаты, была трактована балетмейстером, как «Стремление человека к прекрасному, через ошибки, падения, препятствия». Голейзовский держал внимание зрителя на центральной фигуре, образе Человека, а антураж превращал в хор, слившийся в едином порыве, вторящем переживаниям Человеку. Это было в одном стиле c режиссёрским направлением Мейерхольда. Когда же наконец Человек достигал своей цели — жертвенного подвига, его тело исчезало. «Я хотел передать бренность телесного».

Для создания балетов почти все произведения Скрябина, которые выбирал Голейзовский, были оркестрованы Рогаль-Левицким.

Эротизм

Тонко чувствуя экспрессивность и эротизм музыки Скрябина, Голейзовский с наслаждением и неисчерпаемой фантазией воплощает свои идеи в танцевальных композициях, используя красоту тела, как живой скульптурный материал. Он оставляет на своих исполнителях минимум одежды , показывая, как прекрасно и выразительно обнажённое тело. Видя в эротике раскрепощённое начало, Голейзовский насыщал ею даже постановки, относящиеся к «высокому стилю». И в музыке Скрябина он выделял чувственные интонации. Изысканность чувств требовала для своего выражения изысканной пластики.

Голейзовский говорил: «Скрябиниана — это человек, цвет и свет. В костюмах не должно быть вещественных, материальных деталей, отвлекающих от великой мудрости и абстрактности скрябинского вдохновения».

И в «Мимолётностях» Сергея Прокофьева эротикой дышали сложные орнаментальные пластические композиции, с мимолётно меняющимися настроениями и движениями, которые переливались одно из другого. Голейзовский придумывает термин «эксцентрическая эротика» и под этим названием создаёт целую программу.

Рецензия того времени определяет создания Голейзовского, как «Экстрат фантазии и эротики, жгучей, напряжённо дрожащей на грани возможного, порой судорожно-грубой, порой целомудренной».

«…Первые звуки музыки и у исполнителей вздох от переполняющего их чувства любви. Два любящих человека остались наедине с природой. Касьян Ярославович умел переплетать тела целомудренно, и даже самые откровенные положения полны чистоты и естественности».

Постановки

Творческий период Голейзовского был очень насыщенным, с 1923 по 1930 год он поставил много балетных миниатюр, среди которых:

«Соната смерти и движения» (на музыку «10 сонаты» А. Н. Скрябина), «Пляска нимф и козлоногих» И. А. Саца, «Арлекинада» и «Пьеро и Коломбина», на музыку С. Шаминад, «Фавн», Клода Дебюсси, «Саломея», Р.Штрауса, «Трагедия масок», на музыку Б. Б. Бера, «Город», на музыку М. И. Блантера, «Дивертисмент» на музыку (Э.Грига, Р.Дриго, А.Гречанинова, П.Чайковского), «Гирлянды» (А.Скрябина) (1921), (Камерный театр), «Danse sacree» (К.Дебюси), «Мимолётности» (С.Прокофьева) (1922), (Камерный театр), «Этюды чистого танца» (А.Скрябина, Н.Метнера), (Камерный балет), «Воинственный танец» (в репертуаре Большого театра)

В 1927 году состоялся вечер новых постановок Касьяна Голейзовского в исполнении артистов Большого театра, состоящий из номеров:

«Мимолётности» на музыку Сергея Прокофьева, художники Н. Мусатов и Б. Эрдман; «Испанские пляски» из балета «Кармен»: «Фанданго», «Сегидилья», «Астуриас», музыка Б.Бера; «Сонеты Петрарки» — № 47, № 132, № 104; «Consolation» — № 2, № 3, № 5; «Кэк-уок», музыка К.Дебюсси, художник М.Сапегин

А также в Мюзик-холле Голейзовский показал «Испанский танец с папиросами» на музыку Казеллы («Болеро»)

В 1929 году на концерте артистов Большого театра были показаны номера Касьяна Голейзовского в концерте, состоящим из трёх частей:

  • «Классика»: Танцевальная сюита на музыку фортепианных произведений Листа, оркестровка Рогаль-Левицкого
  • «Испанские пляски»: Фрагменты из балета «Лола», музыка С.Василенко;
  • «Хореофрагменты»: Музыка И.Дунаевского, дирижёр Юрий Файер, художник К. Савицкий

В

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Дита фон Тиз Дита фон Тиз

американская танцовщица, модель и актриса

Братья Сафроновы Братья Сафроновы

российские иллюзионисты

Екатерина Варнава Екатерина Варнава

хореограф и участница телешоу «Comedy Woman»

Ирина Александровна Антонова Ирина Александровна Антонова

директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, искусствовед

Лиля Брик Лиля Брик

муза Владимира Маяковского

Анатолий Ярмоленко Анатолий Ярмоленко

создатель, солист и руководитель белорусского ансамбля Сябры

Елена Яковлева Елена Яковлева

российская актриса театра и кино, Народная артистка России

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора