В последние годы жизни порвал с руководством РПЦЗ и примкнул к группе Валентина Русанцова в Суздале («Временное Высшее Церковное Управление Российской Церкви»), в епископской хиротонии которого он участвовал.
Биография
Сын графа Павла Николаевича Граббе (брат генерал-лейтенанта Михаила Николаевича Граббе) и брат игумении Магдалины (Граббе), настоятельницы Леснинского монастыря РПЦЗ (Провемон, Франция); правнук Алексея Хомякова.
Окончил гимназию в Кисловодске; в 1920 году в эмигрировал в Югославию; с 1923 по 1926 год учился на Богословском факультете Белградского университета.
С августа 1931 года управляющий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремских Карловцах («фактически исполнял обязанности Секретаря Архиерейского Синода»).
В 1935 году был одним из секретарей Совещания, созванного Сербским Патриархом Варнавой, имевшим цель объединить все русские эмигрантские приходы; составил первоначальный проект принятого «Временного Положения об управлении Русской Православной Церковью Заграницей».
В 1944 году переехал в Германию, в Карлсбад, и вывез туда значительную часть архива Архиерейского Синода.
В 1945 году рукоположён в иерея; с 1947 года протоиерей; с 1960 года — протопресвитер, настоятель, затем ключарь синодальной церкви Знамения Божией Матери в Нью-Йорке.
В 1951 году, вместе с митрополитом Анастасием (Грибановским) переехал в Нью-Йорк, США.
С 1967 года состоял консультантом при Архиерейском Синоде РПЦЗ и заведующим отделом внешних сношений.
С 1932 по 1946 год и с 1951 по 1967 год — редактор журнала «Церковная жизнь», органа Архиерейского Синода РПЦЗ.
В 1979 году хиротонисан во епископа: викарный епископ Манхеттенский; с 1981 года епископ Вашингтонский и Флоридский; с 1985 года — на покое.
После краха коммунизма в России, осуждал попытки сближения с Московским Патриархатом; в 1994 году написал письмо митрополиту Виталию (Устинову), где предсказал, что отступление от твёрдой позиции приведет к падению РПЦЗ: «Я был свидетелем и участником славного периода жизни Зарубежной Церкви, а теперь с болью сердца смотрю на то, что считаю бесславным ее концом.»
В мае 1995 года посетил Суздаль, юрисдикцию Валентина Русанцова (Российская православная автономная церковь).
Его дочь — публицист Анастасия Георгиевна Шатилова († 2005); сын — епископ Антоний (Граббе); † 2005).
Труды
- Отрицание вместо утверждения. — Джорданвилль, 1971. 24 с.
- Истинная соборность. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1930. 36 с.
- Корни церковной смуты. — Белград, 1927. 30 с.
- Единство и единственность Церкви. — Варшава, 1929. 41 с.
- Дневник. 1917 год — Кисловодск
- The canonical and legal position of the Moscow Patriarchate. — 1971. 54 p.
- Церковь и ее учение в жизни (Собрание сочинений). — Монтреаль: Т. 1. 1964. 271 с.; Т. 2. 1970. 323 с.
- Русская Церковь перед лицом господствующего зла
- Лже-православие на подъеме. — Джорданвилль, 1954. 212 с.
- Алексей Степанович Хомяков. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1929. 74 с.
- Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. — Джорданвилль, 1961. 216 с.
- Книга Правил Святых Апостолов и Вселенских Соборов в трех томах с примечаниями. — Монтреаль: Т. 1. 1971. 188 с.; Т. 2-3. 1974. 330 с.
- Англикане и Православная Церковь. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1930. 39 с.
- Культура, прогресс и Церковь. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1931. 47 с.
- Завет святого патриарха. -М., 1996. 340 с.
- Церковь и государство в будущей России. — Белград, 1931. 27 с.
- Единение или раздробление. — Белград, 1932. 16 с.
- Свобода с христианской точки зрения. — Варшава: Варшавская синодальная типография, 1931.