Биография
В 1950 году закончил Вильнюсскую консерваторию (класс фортепьяно С. Вайнюнаса), в 1958 — Московскую консерваторию (класс дирижирования Н. Аносова).
Как дирижёр дебютировал в 1951 году в Литовском театре оперы и балета (опера С. Монюшко «Галька»). С 1947 года — концертмейстер Оперной студии Вильнюсской консерватории. С 1950 — концертмейстер, с 1951 — дирижёр Литовского театра оперы и балета. С 1955 года — дирижёр-ассистент Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. С 1958 года — дирижёр Москонцерта. С 1960 года — ГАБТ СССР. В 1990-е годы активно участвовал в забастовке, которой была ознаменована смена власти в Большом театре.
В равной степени отдавал дань увлечения и опере, и балету, музыке классической и современной. Его репертуар насчитывал более 60 названий. Он неоднократно выступал в роли дирижера-постановщика, в частности, поставил оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди (1979), «Сельская честь» П. Масканьи (1981, концертное исполнение), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1982, концертное исполнение), «Вертер» Ж. Массне (1986), «Мазепа» П. Чайковского (1986). Постановкой «Вертера» дебютировала в режиссуре его жена Елена Образцова, с которой он неоднократно выступал и в Большом театре, и в концертных залах. Участвовал в постановке балетов «Спартак» А. Хачатуряна (1960), «Ванина Ванини» Н. Н. Каретникова, «Русские миниатюры» на сборную музыку, «Скрябиниана» на музыку Александра Скрябина в оркестровке Рогаль-Левицкого, (1962), «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964), «Весна священная» (1965), «Асель» В. А. Власова (1967), «Видение Розы» на муз. К. М. фон Вебера (1967), «Лебединое озеро» (1969; римская Опера, 1977), «Икар» С. М. Слонимского (1971), «Иван Грозный» на муз. С. С. Прокофьева (1975, Париж), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Подпоручик Киже» на муз. Прокофьева (1977), «Ромео и Джульетта» (1978, Париж), «Раймонда» А. Глазунова (1984).
Похоронен на Аксиньинском кладбище в Одинцовском районе Московской области.
Письмо в газеты «Правда» и «Литературная газета»
11 марта 1978 А. Жюрайтис приобрел известность в СССР и за границей, подписав опубликованную в главном печатном органе КПСС — газете «Правда» — большую статью («открытое письмо») под названием «В защиту „Пиковой дамы“», в которой резко выступил против постановки в парижском Гранд-Опера оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в оригинальной интерпретации режиссёра Юрия Любимова (музыкальная обработка Альфреда Шнитке, дирижёр Геннадий Рождественский):
Статья вышла в канун последней — генеральной репетиции оперы. Аналогичная статья появилась тремя днями раньше (8 марта 1978) в наиболее читаемой газете советской интеллигенции — «Литературная газета». Примечательна история знакомства А.Жюрайтиса с партитурой будущей оперы. А. Шнитке вспоминал, что оставил клавир в библиотеке оперы и на его основании Жюрайтис и написал статью. М. Я. Геллер сообщал, что А.Жюрайтис, дирижировавший в то время в парижской опере советской постановкой, без разрешения заглянул в партитуру.
Статья имела далеко идущие последствия: Юрий Любимов был обвинен в извращении отечественной классики, ему был закрыт выезд в Париж на генеральную репетицию. Постановка оперы, в нарушение существовавших международных договоренностей, была сорвана, что вызвало громкий международный скандал и последующий бойкот официальных культурных мероприятий СССР со стороны парижской Гранд-опера и других культурных учреждений Западной Европы.
А. Шнитке полагал, что А.Жюрайтис не был инициатором статьи, а за всей этой интригой проглядывалась фигура секретаря ЦК КПСС по идеологии М. А. Суслова.
Звания, премии, награды
- Лауреат международного конкурса Академии Санта-Чечилия в Риме (1968).
Семья
- Образцова, Елена Васильевна — жена, российская советская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1976), лауреат Ленинской и Государственных премий России, Герой Социалистического Труда.