Поделиться:

О знаменитости

Борис Николаевич Климычев: биография


Борис Николаевич Климычев биография, фото, истории - советский поэт и прозаик, руководитель литературного объединения «Родник», лауреат областной премии «Мой край родной», почётный гражданин Томска, председатель Томской областной писательской организации и секретарь Правления Союза писателей России с 1996 года по 2006 год
День рождения 01 июня 1930

советский поэт и прозаик, руководитель литературного объединения «Родник», лауреат областной премии «Мой край родной», почётный гражданин Томска, председатель Томской областной писательской организации и секретарь Правления Союза писателей России с 1996 года по 2006 год

Стихи Климычева печатались в всесоюзном альманахе «Поэзия», журналах «Огонёк», «Юность», «Смена», а также вошли в несколько антологий, в том числе в антологию «Русская поэзия. XX век. Антология» («Олма-Пресс», 1999 год) и в «Антологию сибирской поэзии» (Кемерово, 2008 год). И в Антологию «Русская поэзия.ХХI век", из-ство "Эксмо" 2010 г.

Борис Николаевич родился 1 июня 1930 года в городе Томске.?Отец Николай был часовщиком, работал в артели «Рекорд», затем некоторое время в Доме Красной армии, а затем опять, до начала Великой Отечественной войны — в артели «Рекорд».?Мать до рождения Климычева работала делопроизводителем, затем была домохозяйкой. В Великую Отечественную войну она сначала работала техноруком артели «Рекорд», затем — заместителем директора Томского горпромкомбината, затем заведующей залом ресторана «Север».

Климычев жил в доме по улице Тверской № 5, неподалеку от речки Ушайки, там прошло его детство.?В детстве он был октябренком, затем пионером. Учился сначала в школе № 4, на улице Алтайской, затем, когда разделили мальчиков и девочек, в школе № 27 на Тверской, а когда началась война и отец погиб на фронте в 1943 году Борис стал работать учеником часовщика в артели «Рекорд» и учиться уже в школе рабочей молодежи № 43 на углу Герцена и Тверской.?В 1944 году с мамой переехал в город Щучинск, Кокчетавской области, где жили старшая мамина сестра Александра Ивановна и бабушка Мария Сергеевна, и где были дешевле продукты.

В 1948 году Климычев с мамой переехали в город Караганду, где мама работала кастеляншей в роддоме, а Борис окончил курсы буровых мастеров колонкового бурения и уехал в казахскую степь. Возле реки Чурбай Нуры вели разведочное бурение на уголь.?В 1950 году будущий писатель призвался в ряды Советской армии, служил один год в Приморье в городе Лесозаводске в авиадесантной дивизии генерала Красовского.?С 1952 года по 1953 год служил в Ашхабаде, который был еще в развалинах после землетрясения 1948 года.?Разбирали развалины, строили дороги, возводили ашхабадский Академгородок и многое другое.

Творчество

Отзывы о творчестве

Русский поэт Николай Старшинов в своей книге «Памятный урок» пишет о творчестве Климычева:

Роман писателя «Кавалер де Вильнев» вошел в номинацию премии «Российский бестселлер». Критик В. Горшенин пишет о романе:

Член Союза писателей России и доктор философских наук Эдуард Владимирович Бурмакин в интервью корреспонденту газеты «Выходной» говорит:

Владимир Яранцев. Томские тайны Бориса Климычева ТОМСКИЕ ТАЙНЫ БОРИСА КЛИМЫЧЕВА К 80-летию Б.Н. Климычева

1 июня 2010 года в Томске праздновали юбилей Бориса Климычева — писателя замечательного, яркого, многообразного в своем творчестве. Я поздравил юбиляра небольшой речью, в которой, конечно, не мог высказать всех одолевавших меня чувств и мыслей. Пользуясь возможностью опубликоваться, я решил, не мудрствуя, дать речь, как она прозвучала в Томской библиотеке им. А.С. Пушкина, дополнив ее ниже автопримечаниями («Самокомментарий»). Получился двусложный текст, который и предлагаю читателям. Легко заметить, что здесь часто встречается название журнала «Сибирские огни» (Новосибирск), в свете которого здесь, в большинстве случаев, и рассматривается творчество Климычева. Это не удивительно, ибо я являюсь сотрудником этого уважаемого лит. журнала, родственного, как видно уже по названию, «Огням Кузбасса», которым и благодарен за данную публикацию.

«Сибирским огням» всегда везло на талантливых авторов. Л. Сейфуллина и В. Зазубрин, Л. Мартынов и П. Васильев — в 20-е, В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин — в 60-е и 70-е. Называю только самых известных, получивших всесоюзную славу. На самом деле можно назвать десятки имен прозаиков, поэтов, публицистов разных эпох, составляющих тот круг писателей, который, собственно, и явил собой феномен сибирской литературы. В противопоставлении московской, печатаемой в столице, которую принято считать эталоном литературы для «регионов», т. е. «провинции», она не нуждается. Надо только сказать, что у литературы в Сибири есть свои достоинства, то своеобразие, которое сразу видишь в произведениях наиболее талантливых сибирских писателей. Борис Николаевич Климычев именно такой писатель. Его узнаешь по почерку, стилю, языку. А главное — свободе и непринужденности пера, которую ощущаешь во всех его произведениях (1). Особенно в прозе и особенно в романах. Романы Климычева — это всегда какие-то грандиозные авантюры в старинном (фольклорном или даже средневековом) значении этого слова (2). В них пускаются, вольно или невольно, практически все его герои. Будь то кавалер Девильнев из одноименного романа, Николай Зимний из «Прощали», писатель Глебычев из «Надену я черную шляпу…» или журналист-писатель Мамичев из «Поцелуя Даздрапермы» (я называю только опубликованные в «Сиб. Огнях»). Так уж они устроены, что жадны до жизни во всех ее проявлениях, сверху донизу. Так уж устроен и сам Б. Климычев, человек неуемной биографии, имеющей южный полюс в Ашхабаде и северный — в Томске (3). Может, поэтому он так щедро населяет, а порой, и перенаселяет свои произведения людьми и событиями: чем населенней, тем азартней писатель, тем сподручней ему. Хотя и кажутся они неуправляемыми и необузданными в желаниях и инстинктах. Потому и встречаешь тут и миазмы, и добродетели, крайний натурализм и романтизм. Потому и герои Климычева всегда на грани преступления и подвига, они и криминальны и героичны, жадны до жизни, не домоседы, а скитальцы, бродяги (4). Собственно, в этом жизнелюбии вопреки обстоятельствам и заключается сибирское качество его прозы — грубой и тонкой, реальной и гротескной одновременно. Вспоминаются «чудики» Шукшина, правдолюбы Астафьева, праведники Распутина – то, что считается классически-сибирским и что так выпукло явлено в романах, повестях, рассказах и стихах Климычева. Порой чрезмерно, раблезиански даже. Но у Климычева есть еще и фактор Томска — города не только древнего, но и загадочного, полного тайн, подлинных и мнимых. Для меня наиболее «томский» роман Климычева — «Поцелуй Даздрапермы». Он виртуозен, как резьба знаменитого томского деревянного зодчества, многослоен, как культурные слои вашего 400-летнего города, остроумен, как студенты самого сибирского Томского университета. Это и авантюрный роман, и «хроника в лицах», и репортаж с места событий (прозаик Климычев всегда еще и журналист), и памфлет на известных лит. персон «Тамска»-Томска (5). Но нельзя назвать Климычева и писателем сугубо томским, замкнутым на своем городе, своей биографии. Хотя бы уже потому, что он широко публикуется по всей Сибири, и за ее пределами. Его реализм как подлинный, не сводящийся к фотографированию, генетически породнен с мифом и анекдотом. То, что Достоевский называл реализмом «в высшем смысле», т. е. касающимся вечных ценностей. Коснуться их помогает писателю его поэтический опыт, его поэзия, на первый взгляд, незатейливая из-за отсутствия громких слов и эффектных метафор, но внутренне сильная, очеловеченная. Впервые, кстати, Климычев в «Сиб. Огнях» опубликовался именно как поэт (6). Исторический роман у Климычева тоже своего рода поэзия. Это и документ, и миф, и человековедение. Ему интересны все без исключения люди — в их падениях и взлетах. Ибо, как пишет Климычев-поэт: «Яма может быть горой / Ее лишь надо вывернуть наружу». И потому творческим кредо писателя, несомненно, являются слова: «Каждый человек есть личность необычайная…». В этом смысле Климычев прямой наследник неореалистов А. Куприна, Алексея Толстого, Горького, есть в нем и солнечность Михаила Булгакова, ибо булгаковская Москва в чем-то сопоставима с климычевским Томском (7). И это подлинно сибирское мироощущение, которому нет пределов ни в большом, ни в малом. Оптимистическое по сути, оно оказалось созвучно тому всплеску лит. надежд, которые испытала отечественная литература на рубеже XX и XXI веков. Т. е. когда «второе дыхание» обрели «старые» журналы и альманахи, в том числе и «Сиб. Огни», и стали появляться новые, такие, как «Сиб. Афины». То же можно сказать и о писателях. Климычев нашел свое видное место в «Сиб. Огнях», которые еще в 20-е годы явились центром общесибирской лит. жизни и в 2000-е вновь воскресли. Климычев стал одним из тех, кто сыграл в этом возрождении старейшего журнала ведущую роль. И благодаря которому сегодня можно сказать, что сибирская литература существует, несмотря ни на какие трудности. «Сибирские огни» от души желают Б.Н. Климычеву новых творческих успехов, долголетия физического и литературного на благо сибирской и российской литературы и культуры!

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора