Поделиться:

О знаменитости

Христина Рахманова: биография


Христина Рахманова биография, фото, истории - артистка Петербургских Императорских театров

артистка Петербургских Императорских театров

Биография

Муж Рахмановой — известный русский артист Сергей Ефимович Рахманов (1759—1810), который поначалу был драматическим актёром, а позже главным надзирателем театрального училища при дирекции Императорских театров.

Информации об этой, одной из самых первых драматических актрис русской сцены, сохранилось очень мало. Даже дата её смерти в источниках указывается по-разному: в одних — 1827, по другим — 1837, спор вызывает и её отчество, по другим сведениям она была Христиной Петровной.

Путь в актрисы она проходила вместе со своим будущим мужем Сергеем Ефимовичем Рахмановым, ещё юношей отобранным для сцены актёром И. И. Калиграфом в труппу Книпера, бывшего лекаря Воспитального дома, в числе других подростков Воспитательного дома. Вполне возможно, что и она сама тоже вышла из Востипательного дома, но доскональных подтверждений этому нет.

Сам театр Карла Книпера образовался в 1777 году. А когда, собственно, начала Христина Рахманова свою артистическую деятельность, в точности не известно, но в афишах Книперовского театра от 26 декабря 1779 года имя её встречается в опере М. А. Матинского «Санкт-Петербургский Гостиный Двор», где она играла роль свахи. Но в основном её амплуа были роли молоденьких любовниц.

1 сентября 1783 года весь театр Книпера со всем имуществом и штатом перешёл в структуру Дирекции Императорских театров. Актриса Христина Рахманова стала актрисой императорской труппы.

Актриса рассчитывала и на Императорской сцене занимать свое прежнее амплуа — молодых любовниц, но, несмотря на все старания руководителя труппы И. А. Дмитревского, непременно хотевшего сделать из неё актрису в «благородных» ролях, она не нравилась публике, и ей не разрешали играть в Эрмитаже. Только с течением времени, когда Рахманова немного постарела и в силу возраста была переведена на амплуа комических старух, она сразу заняла видное положение среди артистов Императорских театров. Тут же на неё было обращено внимание и императорской театральной дирекции, и театральных историографов. В 1803 Рахманова получала 1200 рублей, а в 1810—1911 ей добавили ещё и 250 рублей квартирных. 1 декабря 1815 был дан её бенефис.

Она наследовала все роли Авдотьи Михайловны Михайловой. И современники сравнивали их игру, причем подчеркивали, что хотя в «Недоросле» её игра уступала Михайловой, но зато в ролях старых кокеток, как, например, в «Лизе» Ильина и во всех крестьянских и «сарафанных» ролях явно превосходила её, да и вообще всех современных петербургских артисток. Критика о Христине Рахмановой:

  • «Русская актриса, блестящая исполнительница пьес из русской народной жизни, одна из первых актрис, игравшая без декламации, крика, шаржирования. … Была характерной актрисой. Имела большой успех в ролях старых барынь и сварливых особ, обладала редким даром создавать образы простых крестьянских женщин»..
  • «… была одарена редкою способностью перенимать и передавать ею виденное, и ее артистическое дарование соответствовало не столько карикатурным ролям мольеровских комедий, как ролям в национальных пьесах, представляющих русский помещичий или крестьянский быт. … Особенный успех имела Р. в роли Сумбуровой в „Модной Лавке“ Крылова; роль Сумбурова в этой пьесе играл В. Ф. Рыкалов, лучший комик своего времени, и их совместная игра приводила зрителей в восторг. По словам С. П. Жихарева, они не только заставляли смеяться, но также заставляли поражаться той верностью, с какой они представляли своих персонажей. Вигель, мало ценивший русских актёров, говорит, однако, что Рахманова была забавна и оригинальна в изображении сварливых помещиц, типические черты которых — мелочную злость и ворчливость, происходившую от отсутствия дела и живых интересов в их скучной жизни, она передавала в совершенстве. По словам Р. Зотова, Р. была неподражаема в своем амплуа, особенно в национальных пьесах, и игра её была замечательно естественна. Вообще же эту артистку Зотов называет одним из театральных феноменов, которые весьма редко появляются на сцене».

Тем не менее, кроме этих маленьких отзывов, о ней сохранилось мало воспоминаний. На сцене Рахманова прослужила около 50 лет и скончалась 9-го марта 1827 года; похоронена на кладбище Большой Охты в Петербурге.

Известные её роли:

  • 1806 — «Модная лавка» Крылова — Сумбурова (партнёр в роли Сумбурова В. Ф. Рыкалов)
  • 1810 — «Ссора, или два соседа» А. А. Шаховского — жена станционного смотрителя Орефьевна
  • «Богатонов, или провинциал в столице» Загоскина — Богатонова
  • «Новый Стерн» А. Шаховского — Мельничиха Кузьминишна
  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина
  • «Мнимый больной» Мольера

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Дита фон Тиз Дита фон Тиз

американская танцовщица, модель и актриса

Братья Сафроновы Братья Сафроновы

российские иллюзионисты

Екатерина Варнава Екатерина Варнава

хореограф и участница телешоу «Comedy Woman»

Ирина Александровна Антонова Ирина Александровна Антонова

директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, искусствовед

Лиля Брик Лиля Брик

муза Владимира Маяковского

Анатолий Ярмоленко Анатолий Ярмоленко

создатель, солист и руководитель белорусского ансамбля Сябры

Елена Яковлева Елена Яковлева

российская актриса театра и кино, Народная артистка России

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора