Отаули (Рахимджан Атаев): биография
В 20 км пути от кишлака Кариз до кишлака Атабай есть ещё три кишлака, которые ничуть не уступают им по своей древности. В кишлаке Карачик (то есть, «Зеница ока») в 1924 году родилась девчонка Манзура Абдужаббарова, в кишлаке Югнак (где восемь столетие тому назад родился ещё один древнетюркский поэт Ахмед Югнаки) в 1920 году родился мальчик Эгамберди Атаев, а в кишлаке Чипан (то есть, «Люди цепкие»), расположенном ровно в середине этих двух сел, от этого отца и от этой матери 3 апреля 1949 году родился сын, имя которого Рахимджан, фамилия – Атаев, литературный псевдоним – Атаули (один из многочисленных смыслов этого словосочетания – «Сын отца»). Он появился в свет третьим из девяти детей во многодетной узбекской семье: в 1945 году родился старший брат Хакимджан, в 1947 году старшая сестра Анвара, в 1955 году – младшая сестра Дилбар, а в 1953-1964 годах – младшие братья Каримджан, Мурад, Максуд, Магруф и Ариф.
Рахимджан Атаев (Атаули) в 1965 году в возрасте 16 лет стал сиротой. Разлучение от отца, который долгие годы работал преподавателем начального класса и был первым учителем, научившим азбуку, совершил своеобразный поворот в душе подростка. До тех пор он принимал участие в математических олимпиадах, проявил особую склонность к музыке и изобразительному искусству, даже в 1964 году вместе с отцом не вовремя побывал в художественной училище имени Бенькова в Ташкенте. Однако с того момента он, даже сам не ожидая этого, стал публиковать свои первые стихотворения в районной газете как «Известный поэт Туркестана». Одно из этих стихотворений было названо «Плачущий отец», ещё одно – «Мавзолей Яссеви». Эти стихотворения, опубликованные в середине 60-х годов прошлого столетия в Туркестанской районной газете, были своеобразным выражением духовных потрясений шестнадцатилетней сироты, у кого взоры нацелены на солнце, а ситуация тянет под землю…
Однако стремление к математике было в крови подростка, у кого большинство родственников были преподавателями математики и это стремление оказалось сильнее других, после известного землетрясения 1966 года когда приехал на учёбу в Ташкент, Рахимджан Атаев сдал документы не на филологический, а на математический факультет ТашГУ (нынешний Национальный университет Узбекистана). Живя в частной квартире по улице Фараби, самым неожиданным образом 10 июля 1966 года принимал участие в похоронном процессе знаменитого поэта Гафура Гуляма и там впервые увидел в живых немого Айбека и множества свободно говорящих прозаиков и поэтов на таком близком расстоянии, чего можно было измерять шагами… Наверняка именно после такого неожиданного «трясение» вернулся в Туркестан, вовсе не желая и быть поэтом, и учиться на вечернем отделении математического факультета. После годичных исканий выходов, колебаний и переосмыслений вновь приехал в Ташкент и в 1967-1973 годах учился на вечернем отделении филологического факультета университета, одновременно на стройках Ташкента работал бетонщиком-арматурщиком. А в 1968-1973 годах в качестве лаборанта отдела фольклористики Института языка и литературы ближе ознакомился с личностями и научными трудами Хади Зарифа, Музайяны Алавии, Эргаша Рустамова и других учёных-литературоведов. Написал курсовые работы на втором – по узбекскому народному дастану «Равшан», на третьем – по творчеству Бабарахима Машраба, на четвёртом – о философских взглядах великого индийского мыслителя Рабиндраната Тагора. Когда первая научная статья его о дастане «Мурадхан» была опубликована в 1971 году в солидном коллективном сборнике учёных-литературоведов под редактированием первого руководителя Тура Мирзаева, ему было 22 лет! Перед окончанием учёбы в филологическом факультете университета в 1973 году на кафедре этики и эстетики успешно защитил дипломную работу на тему «Эстетическая сущность романтизма» на основе пятитомника «Напевы соловея», где собраны самые лучшие дастаны в исполнении народного сказителя Эргаша Джуманбулбула оглы. Руководителями данной научной работы были учёный-философ Анвар Абдусаматов и учёный-литературовед Асрар Самад, официальным оппонентом – известный учёный-философ Хайдар Аликулов, одним из учёных, принимавших участие в этом обсуждении в качестве неофициального оппонента был академик Бахтияр Назаров…
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт