Поделиться:

О знаменитости

Отаули (Рахимджан Атаев): биография


Нет! Настоящая литературная критика тоже настоящее искусство, тесно связанное с вечностью. Она всегда приобретает вечность, основываясь на бессмертные произведения. Среди бесчисленных литературно-критических статьей и рецензий, написанных в этих годах, можно с надеждою смотреть на будущее двух статьей, в которых по-новому проанализированы два бессмертные произведения Адила Якубова. Конечно, к ним присоединяются статья «Лучи утренней звезды», опубликованная в № 1 за 1989 год, где осуществлен развернутый эстетический анализ романа Чулпана «Ночь и день» и статья «Луч представления», опубликованная в том же году в еженедельнике «УзАС», где проанализирована его же драма «Яркиной» («Светлая»). Особенно этих двух статьей в свое время хвалили Умарали Норматов и Бегали Касымов, позднее Дилмурад Куранов и Бахадыр Карим, спасибо тем учёным, которые признали мнение автора и в свое время, и через пятнадцать лет! Бессмертные произведения великого Чулпана, хотя и не божественный сур (музыкальный инструмент) Исрафиля, все же, оказывается, имеют духовную силу, способную возбуждать многих дремучих душ! Смотря, до чего добротные многие публицистические литературно-критические статьи, рассказы и эссе, написанные в 1989-1991 годах с небывалым темпом, даже сам автор иногда невольно восхищается: «Неужели все это написал я сам с обыкновенной шариковой ручкой?!» Ну что поделаешь, оставшиеся от Навои и от Пушкина наследие – знакомое чувство, чего по разному и по своему ощущает каждый пишущий, даже самый настоящий графоман и самый обыкновенный писарь!.. Например, публицистических статьей «Литература – язык народа» («Узбекистон овози»- «Голос Узбекистана», 1989, 25 февраля), «Тюбетеечный базар» («Халк сузи» – «Народное слово», 1990, январь), «Основа основ Языка и Народа или живительная капля на высохший язык» («Гулистан», 1990), «Сломленные крылья ласточки» («Ёш ленинчи» – нынешний «Туркистан», 1990), «Где же логика?» («Мулокот», 1992) можно определить как серьёзные опыты превратить художественную публицистику в настоящую художественную литературу. Написанные в это время или пораньше, но, наконец-то, опубликованные в это время рассказы «Милосердие» («УзАС», 1989), «Исповедь» («Ёш ленинчи» – нынешний «Туркистан», 1990), «Атаджан» («Ёшлик», 1991), «Атабаш» («Гулистан», 1991), фантастическая повесть «Беседа с Тагором» («Санъат», 1990), эссе «Удивление», «Любовь», «Уважение», «Обвинение», «Ненависть», «Призыв», «Выражение» из цикла «Семь континентов духа» тоже являются добротные примеры малых жанров художественной прозы, которые не поддаются беспощадным нажимам времени. Почти все эти произведения опубликованы под псевдонимом «Атаули». Не «Ата – Отец», не «Оталик – Атаман», не «Ататурк», не «Атабек», не «Атаджан», а всего лишь «Атаули», помилуйте, пожалуйста!..

Когда в свой сорокалетие стал «Атаули», избавившись от семи-восьмилетнего «сухого закона» наконец-то в руках держал одну за другой две книги. В 1990 году по издательству Литературы и искусства имени Гафура Гуляма выпущен роман-эссе «Каракалпакнаме» известного каракалпакского писателя Тулепбергена Каипбергенова в переводе Р. Атаева. Летом 1991 года – накануне исторического дня приобретения Узбекистаном свою независимость выпущен сборник «Мелодии сурная», куда включены две повести и цикл эссе «Семь континентов духа» (нынешнее издательство «Янги аср авлоди» – «Поколение нового века», редактор Аббас Саид, рецензенты доктор философских наук Махмуджан Нурматов и писатель Шадман Атабек) Правда, по издательству имени Гафура Гуляма под одной обложкой со сборником покойного ученого Гуляма Гафурова было подготовлено к изданию сборник литературно-критических статьей «Возможности мысли и слова» в объёме 10 п.л. Даже было получено гонорар и книга подписано в свет! То ли перевод с каракалпакского языка, то ли книга в соседнем издательстве, то ли сосед в одной книге, основную причину теперь никто никогда не узнает и знать не может, но факт остается фактом: тот сборник критики так и не выпущен! Таким образом, Атаули работая в течение двадцать три года в первой очереди консультантом по критике и литературоведению Союза писателей Узбекистана, написав сотни критических статьей, эссе, обзоров, рецензий, упорно занимаясь первым долгом критикой, так и не увидел ни одну свою книгу по критике! Как говорил наш бессмертный Ходжа Насреддин «Если бог даст, я твой муж!», если бог даст и дай бог, этот цикл критических эссе «Пирамида духовности», вдруг окажется выпущенной крошечной брошюркой по критике!

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора