Поделиться:

О знаменитости

Отаули (Рахимджан Атаев): биография


Кстати, если подумать, в этих делах руки его не так уж пустые! Где-то в начале 1990 года, когда началась подготовка к очередному съезду Союза писателей Узбекистана, тогдашний председатель творческого союза Адил Якубов увел Р. Атаева вместе с известным детским поэтом и переводчиком, тогдашним ответственным секретарем союза Миразизом Агзамом в Дом творчества на поселке Дурмень. Вдвоем с Миразизом Агзамом в течение месяца подготовили книжку под названием «Узбекская литература 1986-1990 годов». Она была издана в тысячи экземплярах и роздана всем участникам съезда. На треть объёма данной книжки довольно хорошенько вложены личные взгляды Р. Атаева об узбекской прозе, публицистике, драматургии и литературной критике, не только личные взгляды, а его «Грубые сборище», написанные в ответ произведения «Нежное сборище» великого Алишера Навои, вообще, порывы души Атаули! Хотя отпечатана способом ротапринта на жёлтой бумаге, в течение шестнадцати лет сильно не пожелтела, как сам автор, и сейчас с увлечением свободно и легко может читать, если кто горит желанием…

Что ещё осталось из тех, чего можно здесь сказать и нельзя не сказать?.. Осталось единственный ответ на вопрос: «Какое чудо показал этот труженик пера Атаули в качестве прозаика, критика, публициста и переводчика за последнее пятнадцать лет после 1991 год, ну-ка?!.»

Атаули довольно долго подготовился, в 1989 году начал и в 1993 году, наконец-то завершил (чтобы представление было относительно яснее, можно привести сравнение, начинал в возрасте Чулпана и завершил в возрасте Кадыри) свое солидное произведение «Тайна тайн («Туркестанский эпос»)» из трёх частей и в объёме пятьсот страниц! Обычно у каждого писателя бывает основное произведение. В этом основном произведении Атаули, чего он завершил на своеобразной вершине творческого порыва – в возрасте 44 лет, было своеобразно освящено человеческие судьбы трёх богатырей – рядового дехканина Сабира дынщика, мастера на все руки Кадыра всемогущего и интеллигента (ученого-языковеда) Кенжа – Батыра (Батыра Закирова), пути их прихода к государственной независимости Республики Узбекистан, а точнее, к Закону о государственном языке. Одна часть данного произведения в объёме 150 страниц («Повесть Кадыра всемогущего» опубликована в журнале «Шарк юлдузи» – «Звезда Востока» за № 12 от 1994 года и эта одна-единственная часть в 1995 году отмечена премией Алпа Джамала, учрежденного Союзом писателей Узбекистан совместно с корпорацией «Алп Джамал». Ещё одна часть в объёме 100 страниц («Повесть Сабира дынщика») опубликована в №№ 3-4 журнала «Ёшлик» за 1995 год. Отдельные отрывки от основной части (от «Повести Кенжа – Батира» в объёме 250 страниц) опубликованы в «Узбекистон овози», «Мулокот», «Тошкент окшоми», «Ёш куч», «Тонг юлдузи»…, короче, почти во всех ведущих газетах-журналах! Рукопись произведения в польном объёме вот уже тринадцать лет лежит в издательстве имени Гафура Гуляма без каких-либо движений! В течение этих тринадцати лет в издательство пришёл и ушёл четыре-пять директоров. Уже выпущены почти все произведения, отмеченные премией Алп Джамал (Кроме только «Турестанский эпос» Атаули!). Сколько вода стекла, сколько дерева отрезана! Человечество собирается подняться не только на Луну, даже на Марс, Венеру и другие планеты! В каких издательствах какие тома каких произведений выпускаются! Однако в этот просторный мир до сих пор никак не может вместиться книга под названием «Тайна тайн (Туркестанский эпос)»… Неужели откровенно врет узбекский народ, когда говорит в своей пословице: «Мир широк тому, у кого широкая душа»?!.

Тогда – в 1994-1995 годах Атаули попытался успокоит себя, подумав: «Ну что поделаешь, такой объем, такие времена, видимо, слишком широко размахнулся, ничего, со временем наверняка будет выход из положения…» Конечно, с добрыми намерениями и доброй надеждой упорно продолжал свое кровное дело. С надеждой «А вдруг поможет вместиться!», анализируя коренные смысли около сорока древнетюркских слов и словосочетаний, написал цикл крошечных статей с общим названием «Слово о слове». И эти около сорока крошечных статей одна за другой опубликовал в газетах и журналах. Одновременно про себя подумав «Если бог даст, вот это вполне умещается!», написал новый прозаический дастан в объёме 250 страниц под названием «Ходжа Насреддин не умирает» по одноимённому рассказу великого Гафура Гуляма и его завершил в 1997 году. Между этими двумя делами написал критическое исследование «Светоч просвещения и духовности» в объёме 50 страниц, по своему детально анализируя романы «Сокровища Улугбека» и «Совесть» Адила Якубова. Об этих двух шедеврах почти не осталось ничего не сказанного, а тем, кто горит желанием высказаться по этому поводу, нет счёта, следовательно, этот очередной труд можно держать в запасе, незачем ещё размножать конкурентов! Однако куда можно полностью уместить новый дастан «Народный посол (Ходжа Насреддин не умирает)», где легко и увлеченно описана довольно интересные приключения Ходжы Насреддина современности – ученого-этнографа Насреддина Латифиддиновича Ходжаназарова?.. Выдающийся каракалпакский писатель Тулепберген Каипбергенов, написав «одобрительное слово» в трёх абзацах на это произведение, оказал огромную помощь, чтобы половина объёма разместилась в 1998 году в журнал «Ёшлик», такое добродушное отношение не забудется до самого конца света! От стремление строптивого можно и нужно бояться, в 1998 году с одной стороны думая «Вот это точно и полностью вмещается куда угодно!», написал наверняка самый короткий дастан в мире «Народ – друг Фараби» с объёмом всего лишь пятьдесят страниц. Написать чего-то стоящего об этом великом философе было его тридцатилетнею, самой заветною мечтою, у каждого есть свой кумир, на кого можно положиться и кого нужно уважать, бедному писателю-философу кто годиться в кумиры, если не Абу Наср Фараби?!. «Бедному плов тоже еда», сказал «простодушный Ходжа Насреддин!.. В произведении была освящена пережитое великим мыслителем в одной улице древнего города Ташкента в течение дня и задушевная беседа с основателем династии караханидов Буграханом, когда он в возрасте пророка Магомеда – в шестьдесят три со своим любимым учеником Саидом Али и единственным сыном Насреддином собирается навещать родные края… А с другой стороны, обобщая мысли, которые не уместились в дастан «Народный посол», где художественно воспроизведен самый прекрасный символ народного характера всех туркестанцев, написал ещё один цикл маленьких статей под общим названием «Народный характер» и их стал одну за другой опубликовать. Основная арифметика и конечная цель, разумеется, любому было понятно: Так как “Тайна тайн (Туркестанский эпос)» разбросана по кускам, хотя бы этот бессмертный Ходжа Насреддин вышел бы книжкой с объёмом десять печатных листов! Хотите – верьте, хотите – нет, первым долгом с таким намерением доведя до победного конца начатое когда-то дело, подготовил критический трактат с объёмом пятьдесят страниц «Народный характер в прозе Эркина Агзамова» под рубрикой «Ровесники о ровесниках». Даже объединив крошечные статьи обоих циклов вместе с этим трактатом, подготовил рукопись ещё одной книги под названием «Слова вокруг глаза». И так, какой богатырь, демонстрируя душевную щедрость издаст эту книгу теперь?..

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора